Печатная литература разделяется на научную, художественную и журнальную. Пафос сочинений, т.е. запрет на индивидуальную адресацию и рекомендации красноречия и адресованность в будущее, сохраняют свою силу в печатных литературных произведениях. Пафос печатных произведений есть разделение и развитие пафоса сочинений. Научная литератур а характеризуется тем, что авторы научных сочинений являются читателями других авторов и читатели являются авторами, т.е. ведут диалог между собой и контролируют этим высказывания друг друга через научную критику и цитирование. С точки зрения пафоса авторы научных текстов должны, во-первых, опираться на удостоверенные факты и, во-вторых, их научные построения должны контролироваться логикой. Таков позитивный пафос научных сочинений. В научных сочинениях запрещается: а) приведение неудостоверенных фактов и б) софистика и эристика . Художественная литература должна опираться в своем содержании на смыслы известных читателю текстов и содержать вымысел, так как она не должна опираться на факты и быть проверена логическими критериями . Журналистика представлена вторичными текстами, т.е. текстами, содержащими информацию о других текстах, так как она организует читателя для его участи в литературном процессе. Поэтому журналистика должна исследовать прежде всего литературные факты. Пафос научного текста состоит в исследова нии законов природы, семиотики и техники и в запрещении рассуждать не в соответствии с предметом определеннойнауки. Предмет науки в каждой науке свой. Он выведен историей данной науки как система постулатов --- общих мест. Пафос художественной литературы состоит в том, чтобы создавать художественный вымысел, создавая правдоподобную модель ситуаций, имеющих место в обществе, природе и технике. Художнику слова запрещается не вырабатывать свой стиль и заимствовать чужие тексты. Пафос журналистики состоит в том, чтобы следить за текстами научной и художественной литературы и давать им оценку. Журналистика не должна уклоняться в своих оценках от программы периодического издания. Эти соотношения пафоса можно представить таблицами 4.23, 4.24. Таблица 4.23
Характер запретов в пафосе печатной литературы сочетается, согласно таблице 4.24, с видами пафоса, характеризующими каждый вид. Таблица 4.24
Как следует из таблицы, необходимость приведения достоверных фактов и логики сочетается с отображением развития знания вместе с созданием картины мира, требование личного стиля сочетается с созданием новой картины мира и этической проблематикой, требование следовать программе издания сочетаетс с отображением развития знания и этической проблематикой. Схема 4.28 представляет развитие категорий пафоса применительно к печатной литературе. Схема 4.28
Все три вида запретов в пафосе дифференцируют общий для них запрет на индивидуальную адресацию, характерную для сочинений. Поэтому в сочинениях (рукописных) факты и логика могут сочетаться с художественным вымыслом, программный характер содержания может сочетаться с развитием знания. В печатной литературе категории пафоса, представленного в сочинениях (рукописных), разделены и состав текста строго регулирован категория ми пафоса. Только с точки зрения печатной литературы возможно описать пафос рукописных сочинений как сумму пафосов видов печатной литературы, книжник, писавший рукописные литературные произведения, не делал этого. Создание печатной литературы образует в сознании общества пафос достоверности и открытости истины наукой, методы которой дают объективное знание, доверие к художественной литературе как критерию развития этики и стремление к новизне и общему обновлению жизни людей как ее основному свойству. Стиль жизни формируется стремленим человечества к новому в знаниях и социальной жизни на фоне вечности и неподвижности жизни природы, господством над природой средствами науки и техники.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пафос печатной литературы» з дисципліни «Теорія риторики»