Представление о том, что общие места складываются стихийно, как выделение общего содержания многих текстов и отбрасывание различного в них, вытекает из фольклористического понимания текстового процесса. В фольклоре одним из общих мест, что вытекает из пафоса фольклора, является анонимность ("стыдливость творчества", по выражению А.А. Потебни). Всякое утверждение, произносимое от одного лица, в фольклоре теряет авторитет, так как авторитетом в фольклоре является народ и его историческая традиция. Анонимность творчества не позволяет указать на автора фольклорного текста, иначе этот текст, авторизованный конкретным человеком, станет просто репликой в диалоге. Однако это не значит, что в фольклоре нет ключевых текстов. Ключевые тексты фольклора --- пословицы. Содержание норм жизни народа в пословицах как в ключевых текстах соединяет все фольклорные жанры. А.А. Потебня показал в "Теории словесности", что басня возводится к пословице и что остальные более пространные жанры опираются на общие места, данные в пословицах. Систематизация норм, данных в пословицах, показывает, что они содержат циклы положений, которые впоследствии дают основы морали, гносеологии и философии и подводят к развитию позитивного знания. В первый цикл входят нормы родства и соседства, а именно: 1. Отношения своего и чужого (свое всегда имеет позитивную оценку, чужое --- либо нейтральную, либо осудительную). 2. Отношения мужа и жены (в разных пословичных фондах эти отношени разрабатываются с разной подробностью и формируют семейный обычай данного народа, но в любой системе пословиц утверждается крепость и устои семьи). 3. Отношения детей и родителей (в обязанности родителей входит воспитание детей, а в обязанности детей --- повиновение родителям и забота о них в старости). 4. Отношения старших и младших (долг старших --- наставлять младших, а долг младших --- учиться у старших). 5. Отношения блага и зла (благо понимается как материальное благо семьи и рода, а зло --- как ущерб материальному благу. В косвенном понимании благо есть также следование нормам фольклора и обычаям, так как они позволяют создать материальное благо). 6. Отношения родственников и неродственни ков --- одно из проявлений своего и чужого (с родственни ками можно держать совет и они обязаны советовать ко благу родственников, неродственники не обязаны давать совет обязательно ко благу обратившихся за советом неродственников). 7. Отношения соседей с пришельцами (с соседями надо жить в мире, а с пришельцами лучше поддерживать отношения и не вступать в ссоры). 8. Отношения друзей и врагов (друзья --- это родственники и соседи, с которыми поддерживаются отношения взаимопомощи, враги --- люди, посягающие на имущество и добрые отношени с родственниками и соседями). 9. Отношения хозяев и гостей (гости --- лица родственные, соседи и дальние лица, приходящие в дом; им надо дать кров и пищу, услужить им, хозяева обязаны угощать и ухаживать за гостями; гости повинуются хозяевам и не должны узнавать секреты хозяев). Этот цикл определяет основы жизни в родственных и общинных коллективах. Поскольку основой этой жизни является создание и воспитание поколений, то формируют ся цели воспитания, его идеал. Следующий цикл пословиц есть цикл народной педагогики. 1. Трудолюбие противопоставлено лени. Трудолюбие --- высша добродетель, лень --- злейший враг. 2. Честность противопоставлена нечестности . Честность понимается как мера труда и возмещения затрат труда. Нечестность --- противоположное осуждаемое качество. 3. Смелость --- способность разумно рисковать в борьбе со всеми видами зла, особенно во время нападения иноплеменников, качество, противоположное трусости . Качество смелости разрабатывается рядом пословиц, ограничивает разумный риск от неразумного. 4. Гордость --- достоинство, состоящее в поддержании своего доброго имени добродетельными поступками; ей противопоставляется утрата доброго имени вследствие недобродетельных поступков. 5. Терпеливость --- способность терпеть невзгоды и переносить труды для блага своего и ближних --- противопоставлено нетерпеливости. 6. Бескорыстие --- способность легко расставаться с приобретенным трудами благом в пользу родственников и соседей, противоположна корысти - накоплению тем или иным путем благ для своей личной пользы. 7. Скромность --- отсутствие чувства и поступков превозношени над другими в связи с тем, что оказал обществу услуги, в особенности обогатил его; противоположно отсутствию скромности. 8. Правдивость --- поведение (слова и действия), которое позволяет благодаря последовательности и понятности окружающим предвидеть поступки данного лица и строить свое поведение в соответствии с этим прогнозом. Противоположно неправдивости, но соотноситс с честностью, производно от честности. 9. Сила --- способность совершать физические и духовные усили с большей эффективностью, чем это могут делать другие лица. Сила противоположна слабости . Этот цикл определяет добродетели человека, рожденные его воспитанием и способностями и рассмотренные вне его семейной и родственной принадлежности. Легко видеть, что эти нормативные идеалы человека и его поведения в кругу отношений соседства и родства обращены на подчинение интересов отдельного человека интересам семьи, рода и племени. Важнейшим критерием добра являетс материальное благополучие этих ячеек общества. Одновременно существует ориентация на отторжение несвоих, т.е. людей, относящихся к неродственным группам. Таковы принципы и направленность морали по данным пословиц. В графическом виде эти отношения представлены на схеме 4.18. Схема 4.18
Ряд правил поведения направлен на создание методов познания. Правила познания отмечают способность к познанию: 1. Ум --- врожденное и благоприобретенное качество человека, позволяющее ему задумывать и реализовывать свое поведение с наибольшим эффектом, т. е. умением приобретать материальные блага с наименьшей затратой сил. Противоположное качество --- глупость. 2. Знание --- предпосылка компетентных решений ума, представляющее собой осведомленность в ситуации и знание прошлого. Противоположное качество - незнание. 3. Истина --- соответствие знаемого или предположенного в уме действительному положению дел. Ложь, качество, противоположное истине, - заблуждение. В заблуждение можно впасть по незнанию, по неправильному предположению, изза неверных сведений, сообщаемых другими. Эти общие места занимают центральное место в правилах поведения. Они управляют поступками как основной их регулятив. От него зависят и получение знаний, и развитие умений. Получение знаний строится по следующим категориям: 1. Явление и его признаки ("по когтям узнают льва, по ушам --- осла"). 2. Подобное --- неподобное ("что к чему идет","похож, как свинья на быка, только шерсть не та"). 3. Однородное --- различное ("не в моем ли ты хлеву родилась", "в семье не без урода"). 4. Единое --- противоположное ("одинцу нет дружка", "с погани не треснешь, с чистоты не воскреснешь"). 5. Полное --- неполное ("без пяти просвир обедни нет, а шестая --- в запасе", "тесто --- атаманская булава"). 6. Целое --- часть ("полтина без алтына, без сорока семи копеек"). Эти гносеологические правила построены следующим образом: то, что встретилось в потоке времени, есть явление человеку, рассматривающему поток времени. Всякое явление имеет видимые признаки. Много явлений, сходных по признакам; такие явления считаются подобными. Среди подобных явлений многие имеют сходное происхождение; они однородны, другие --- нет, они разнородны. Однородные и подобные явления не встречаютс вместе. Они противоположны и поэтому каждое из противополож ных есть единство в его полноте, единая вещь с разными свойствами. Единая вещь с ее свойствами есть целостность, отнятие одного из свойств разрушит целостность, так как является частью целого, а целое отличается полнотой свойств. Здесь даютс правила дистрибутивного анализа элементов мира с целью установления инвариантов этих элементов. Развитие умений строится на знаниях и выражено следующими нормами поведения: 1. Умение --- неумение ("этого не уметь, так и на свете не жить"). 2. Искусное --- неискусное ("ученого учить --- только портить"). 3. В шутку --- всерьез ("за морем по слову шишка"). Развитие знаний и основанных на них умений предполагает психологическую подготовку человека к совершению действий и поступков. В принципе человек должен быть активен. Поэтому он должен: 1. Отказаться от равнодушия и быть любовным (сказки о помощи слабым, которые затем оказали помощь). 2. Не впадать в отчаяние и в любой ситуации надеяться на благополучный исход (притча о лягушке, попавшей в молоко и сбившей масло). 3. Быть осторожным и не быть безрассудным (сказки и притчи о нарушении запретов и тяжелых последстви ях от этого). 4. Устанавливать свои желания в соответствии с возможностями (сказки о глупых девицах с большими претензиями к женихам, "Морозко" и т. п.). 5. Понимание границ возможного и знание невозможного (притчи о доставании луны с неба и т. п.). Таким образом, формируются правильные идеалы деятельности. В соответствии с этими идеалами возможна успешная реализация данного поступка или действи и определение цели и средств следующего поступка в зависимости от результатов предшествующих. Это зависит от определения ситуации, в которой предстоит реализовать действия в соответствии с потребностями и намерениями. Оценка ситуации, деятельности или конкретного действия зависит от познания, умений и субъективной психологи ческой способности совершить действия и потому говорит об оценке природы вещей, оценке поступков и оценке человека по поступкам. Оценка природы вещей в ситуации деятельности строится по следующим антонимичным парам свойств ситуаций и вещей в зависимости от их полезности для совершени действия поступка: неизменное --- изменчивое ("один Бог без греха"); свойственное - несвойственное ("плавает как топор"); существующее --- используемое ("за морем телушка-полушка, да рубль перевоз"); большое --- малое ("мал золотник да дорог"); лучшее --- худшее ("лучшее --- враг хорошему"); далекое --- близкое ("близок локоть, да не укусить"). Оценка умений совершить действия строится на оценке предполагаемых и реальных результатов поступка: обратимое --- необратимое ("слово --- не воробей, вылетит --- не поймаешь"); совместимое --- несовместимое ("курицы кричат петухами"); главное --- второстепенное ("были бы кости целы, а мясо нарастет"); уместное - неуместное ("заставь дурака Богу молиться, он лоб разобьет"); своевременное - несвоевременное ("бухнул в колокол, не глядя в святцы"); соразмерное - несоразмерное ("велика Федора, да дура"); целесообразное --- нецелесообразное ("ничего, что изба сгорела, лишь бы клопы подохли"); быстрое --- медленное ("вдвое дает тот, кто дает быстро"). Оценка человека по его способностям совершить действия строится по шкале хороший человек --- плохой человек ("не по хорошему мил, а по милу хорош"); чтобы такая оценка не преграждала человеку путь к стараниям, не вводила в отчаяние, окончательным критерием являетс оценка человека после его смерти ("мнение устанавливается за крышкой гроба"); эта оценка может быть негативной и позитивной ("от хорошего человека остаетс слава, от плохого --- грязь"); смерть, как итог жизни, требует стремлени оставить добрую славу ("от смерти не уйдешь").
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общие места дописьменной устной речи» з дисципліни «Теорія риторики»