ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Риторика » Теорія риторики

Защита слушающего от говорящего
Понимание продуктивности диалога и гарантия его логосической продуктивности сформулированы в самом истоке речевой деятельности - фольклорных правилах ведения диалога.
Основные правила ведения диалога даны в книге Ю.В. Рождественского "Общая филология" (1979). Они систематизированы по данным пословиц о речи. Изучение пословиц о речи показало, что все они представляют собой правила организации диалога и разбиваются на три основные категории: правила организации диалога, правила для слушающего и правила для говорящего.
Правила для организации диалога, в свою очередь, разделяются на три разряда:
Первый разряд определяет отношения людей в диалоге.
1. Оценка человека по знанию форм речевого этикета: Учись вежливости у невоспитанного ; Лошадь узнают в езде, человека в общении.
2. Запрещение невежливой речи и рекомендация вежливости: Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.
3. Запрет оскорбления словом: От дурака слышу.
Второй разряд определяет порядок ведения беседы и содержит следующие правила:
1. Слово идет впереди несловесного действия, предшествует несловесному действию: Умный языком, глупый руками
2. Слушание предшествует говорению: Прожуй, прежде чем проглотить, прослушай, прежде чем говорить.
3. Значимое умолчание - часть диалога, выражающее восприятие и понимание сказанного: Молчание тоже ответ.
Третий разряд определяет типичные ошибки в организации диалога:
1. Ошибка в порядке ведения диалога: Вы слушайте, а мы будем молчать; Отвечает тогда, когда его не спрашивают .
2. Ошибка в нарушении предмета диалога: Дед говорит про курицу, а бабка про утку.
3. Ошибка в избраниии участника диалога: Глухой слушает, как немой речь говорит.
В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, т. е. отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием, предпочтение выслушиванию собеседника перед своей речью и, наконец, "уметь промолчать", не нарушив этикета беседы. "Эти три основных правила позволяют бесконечно продолжать речь, так как отсутствие неречевого действия предполагает переход к речи, выслушивание вызывает речь, а достойное умолчание не прерывает ее" [52]. Таблица 3.11 показывает, как выглядят три разряда правил об организации диалога-беседы.
Таблица 3.11

Фольклорные правила ведения диалога строго различают этос, пафос и логос в диалоге. Этос и пафос результируют в речевой логос в правилах для говорящего. Эти правила разделены на четыре разряда: 1) осторожность; 2) замысел; 3) подготовка речи; 4) типичные ошибки.
Правила осторожности выглядят так: Будешь следить за языком - он охранит тебя, распустишь его - он тебя предаст; Слово не воробей: выпустишь - не поймаешь ; Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя; Сердце глупца в его языке, язык умного в его сердце.
Замысел речи: Прежде чем говорить, подумай о смысле слов; Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь ; Если боишься - не говори, если сказал - не бойся; Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить .
Создание речи (элокуция и элоквенция): Смысл слова зависит от того, каким топом оно сказано; Если хочешь возвысить человека - возвысь, хочешь унизить - тоже возвысь (ирония); Стреляет криво - попадает прямо (иносказание) и т. п.
Типичные ошибки: противоречие содержания речи ситуации общения (неуместность): Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя; Править бритву и давать советы нужно вовремя" . Тривиальность содержания речи для слушающео (отсутствие новизны): Учит рыбу плавать; Яйцо курицу умуразуму учило. Многословие (избыточность): Веревка хороша, когда длинна, а речь - когда коротка; Кто много говорит, много ошибается ; Слова - жемчуг, но когда их много, они теряют цену.
Как видим, правила для говорящего есть типичные правила риторики . Они обусловливают карьеру ритора, изобретение речи, подготовку речи и типичные ошибки.
Правилам для говорящего противостоят правила для слушающего. Правила для слушающего разветвлены и сложны. Они включают в себя оценку речи говорящего, так как говорящий всегда опасен для слушающего тем, что может завлечь его в трудную ситуацию или привести к неправильному пониманию и поступку
1. Необходимо искать различие в речи, получаемой от разных лиц: Сто человек - сто мнений; Сколько голов - столько умов; У каждого человека есть хорошая мысль, пять человек - пять хороших мыслей.
2. Необходимо делить полученные высказывания на истинные и ложные, пригодные и непригодные: Нет дров, которые не горят, нет людей, которые не ошибаются ; Самый хороший учитель не без ошибок.
3. Необходимо отделить интересы говорящего от содержания его высказывания: Не принимай решения, выслушав только одну сторону; Если тебе не ясно, не спеши с выводами ; Один любит попа, другой - попадью, а третий - попову дочку.
4. Необходимо распознать и разделить намерения и интересы говорящего и характер ситуации и содержание речи: Человек спрятан за своими словами; хочешь узнать человека - вслушайся в его речь; Лиса знает сто сказок, и все про курицу.
5. Необходимо определить искренность говорящего:
нет ли за его словами того, что может нанести ущерб: Зайцу говорит "беги", борзой говорит "лови".
6. Необходимо сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете: Кто передает тебе о других, тот передает другим о тебе; Как двуручная пила, ходит туда и сюда.
7. Необходимо оценить ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: Начал за здравие, кончил за упокой (нелогичность), Родился раньше отца, пас дедовский табун (вымысел), Немного слов, много оговорок (неопределенность суждения).
8. Необходимо уяснить ошибки в содержании речи в связи с ее модальностью , т. е. оценить отношение говорящего к своей речи: Танцевать не умеет, а говорит: пол кривой (самооправдание); Конь скачет, всадник похваляется (хвастовство); Каждый может ругать выстроенный дом, но не каждый может его построить (некомпетентность критики); Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб (непонимание сути дела); Гнев шагает впереди, ум сзади (искажение истины в гневе) и т. п. Схема 3.6 представляет правила ведения диалога по данным фольклора следующим образом:
Схема 3.6

Отсюда выводится закон:
Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий определяет, не нанесет ли ему говорящий скрытого и явного ущерба.
Этот закон можно назвать законом устранения вреда от речи. Закон устранения вреда относится не только к отдельному человеку, но и к обществу в целом.
Разбор фольклорных правил речевого этоса в диалоге показывает главные зависимости между репликами диалога, с одной стороны, и между участниками диалога, с другой. Содержание реплик связано с содержанием отношений между участниками диалога. Эти отношения, как показывают фольклорные правила, представляют собой договор. Благодаря обоснованию этих отношений через обычное право, как это принято в фольклоре , договор касается только таких видов речи, как молва , фолклор и устный диалог.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Защита слушающего от говорящего» з дисципліни «Теорія риторики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАЛЮТНИЙ КУРС
Формування власного капіталу банку
Офісні та відомчі АТС
Аудит витрат на виробництво продукції тваринництва
Стратегічні міркування


Категорія: Теорія риторики | Додав: koljan (26.01.2014)
Переглядів: 866 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП