Схема 3.1 показывает разделение диалога по реакции аудитории на пассивную, активнопассивную и раздельную, дает картину речи в социальном пространстве. Схема 3.1
Изображение показывает объемность диалога в социальном пространстве речи. Если проблема речевой занятости населения есть проблема творческого самочувствия или, наоборот, стагнации и творческого упадка народного интеллекта и отсюда его пассивности или пассионарности, а управление речевой занятостью есть управление условиями творческой активности , то пространственна организация диалога отвечает за действенность речи. Из схемы видно, что активнопассивная аудитория - это аудитория, готовая приостановить речь действием , а активная и пассивная аудитории содержат речь, управляющую массовыми действиями и требующуя ответственности управления. Разделенная аудитория не гарантирует ответственности управления и не содержит речей с договорами о действии, она занята разработкой идей, чувств, образа мыслей. Эта аудитория имеет цель собрания общественного интеллекта, его концентрации, за которой возможна реализация некоторых достижений в умственной деятельности . Пространственная структура диалога выделяет два полюса: [речь - действие ] и [речь - мысль , шире - духовная деятельность]. Второй член [речь - духовна деятельность] предполагает разделение аудитории, предоставление ее членам определенной внутренней отдельности. Первый член [речь - действие] предполагает соединение людей в формальные и неформальные коллективы, определенный отказ от внутреннего самоопределения и отдельности. Пространственная организаци диалога переходит во временную. По общим правилам диалога на вопрос следует отвечать либо словом, либо действием. В.: Как пройти на ул.Ульяновой? О.: Налево за угол, или О.: указал пальцем без слов. На повеление следует отвечать действием и словом, обозначающим согласие (Р1: Принеси воды! Р2: Сейчас. Или Р3: принес воды - действие). На повествование следует отвечать повествованием (Р1: Расскажите о вашем дедушке. Р2: рассказ о биографии дедушки). Таким образом, диалог во времени строится так: от речевых действий постоянно отпадают предметные действия, которые есть прекращение речи, но благодаря разделенности аудитории речевые действия не прекращаются, а продолжают развертываться, черпая источник в самих себе и в действиях, наступающих вследствие речи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Речь в социальном пространстве» з дисципліни «Теорія риторики»