ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Риторика » Теорія риторики

Образ автора и вид речи
Образ автора и вид речи
предполагает, что каждому роду, виду или разновидности словесности должен отвечать свой общепринятый образ автора. Кроме этого общего утверждени необходимо считаться с изменениями стиля речи. С этой последней точки зрения существуют большие различия между языками и народами, обусловленные их культурой. Учет различий в образе автора с этой типологической точки зрения составляет особый предмет монолога. В данной работе будут затронуты только принципы рассмотрения этой проблемы.
При изучении
Кроме этого, каждый речедеятель (отдельный человек, коллегия или коллектив) имеет свои только ему присущие черты создателя речи, уникальный индивидуальный стиля - предмет стилистики. 2.2.1.1. Образ автора в семейнобытовой речи
Семейная , бытовая речь как особый вид речи строится прежде всего на основе разделения семьи по полу, возрасту и типу принадлежности к семье. По типу принадлеж ности к семье выделяются прямые родственники, непрямые родственники и домочадцы, т. е. люди, не являющиеся членами семьи, а взятые в дом по соображениям дружбы, воспитания и т. п.
В принципе образ семейного речедеятеля складывает ся на основании этических норм отношений в семье. Рассматривая историю русского семейного этикета, можно выделить следующие этапы его развития:
1. Крестьянский семейный этикет. Основан на том, что дети являются лицами, находящимися "в воле" родителей, т.е. не имеют своего имущества, и заняти их, равно как и труд, находятся в распоряжении родителей. Родители обязаны воспитать детей в знании Обучение детей ведется на основании принципов учебной образ равноправного партнера - в отношениях мужа и жены, образ воспитателя - в отношениях родителей и детей и образ гостя и хозяина - в отношениях с соседними домами, ближними и дальними родственниками.
Все три образа выражаются в определенных речевых формулах, особенно это касается отношений гостя и хозяина. В новой и новейшей литературе реалистического направления обычно эти отношения, представленные в прямой речи персонажей, даются как изображения частных случаев, чаще всего исключительных, а нормативноэтикет ные отношения не представлены. Однако такие этикетные формулы существуют в титулатуре, когда называют не по именам, а по степени родства, в ласкательных формулах, в формулах приказания и просьбы, в формулах приветствия и прощания.
2. Религиозные образы семейного ораторства строятся на выделении религиозных обязанностей главы семьи. Глава семьи --- в полной семье это муж --- принимает на себя обязанности религиозного наставничества. Соответственно этому он правит молитву в доме, т. е. ведает и ведет совместную молитву за трапезой, утром и вечером, по праздникам и следит за посещением церкви, встречами со священником, причащением, крещением, содействует совершению честного брака детей и домочадцев. Это относится как к родственным членам семьи, так и к неродственным приживальщикам и слугам.
Глава семьи обязан также наставлять своих домашних в том, как им вести себя в соответствии с духом и буквой религии в отдельных случаях. Он также ведает чтением религиозных книг.
Поэтому дополнительно к образу партнерасупруга, воспитателяотца, образу гостя и хозяина глава семьи должен принять образ гомилетического оратора-проповедника. Образ проповедника объединяет остальные образы семейного ораторства и подчиняет их себе.
3. В XVIII в., веке просвещения, особенно во второй половине, происходит новое развитие образа гостяхозяина, который становится просвещенным отличается тем, что он сочетает в себе знание иностранных языков, чтение светской литературы, поддержание отношений в просвещенном кругу людей, куда имеется доступ как в салон лицам любых сословий, но особенно лицам образованным и надлежащим образом воспитанным. Образование строится на труде нянек, гувернеров и пансионов при разных учебных заведениях, в которых формируются знакомство и дружеские связи.
Образ светского человека не утрачивает образа религиозного семейного ораторства и семейного ораторства, восходящего к крестьянской семье. Но эти образы остаются внутри семей, а связи семей, возникающие на основе образованности, создают светскость ораторства, воспитываемого в семье и школе посредством профессионального учительства. В это воспитание входит знание искусств (музыка, танец, живопись), иностранных языков и словесного искусства, физическая культура, военное искусство для лиц мужского пола, искусство управления и некоторое другое.
Обычно этот образ светского человека у нас смешивают с дворянством. Это неверно. Светское домашнее ораторство вненационально и всесословно. Оно сформировано лицами, встречающимися в домашнем кругу, не обязательно родственными, не обязательно образованными и не обязательно однонациональными.
Дело в том, что русское дворянство до XVIII в. представлено в основном помещиками, т. е. испомещенными служилыми людьми, земля которым была дана во временное пользование за службу, и вотчинниками, обладавшими собственной землей на правах наследства. Они выделялись из прочей массы населения своим холопским состоянием, т.е. обязанностью быть государевыми, главным образом, военными слугами. Такой государев холоп имел место в служебной иерархии по званиям (жилец , дворянин , сын боярский, боярин , князь ), по месту, к какому городу приписан (Коломна, Кашира, Тверь и т.д.) и по отношению к должности в войске (десятник, сотник, тысячник, воевода) или при дворе (окольничий , думный , стольник и т.д.). Таким образом, он не имел времени на образование, отчего большинство лиц, записанных в разрядные книги , были неграмотны.
Петр I сформировал шляхетское сословие, ввел новую титулатуру и, главное, неподатное состояние, для которого обязанность служить была обусловлена образованностью, подтвержденной экзаменами, а не происхождением. Путь к службе открывался не через происхождение, а через образование. (В самом конце XVIII в. этот образованный человек был освобожден от обязанности служить). На этой основе создается светское общество, где служение государству есть добровольный патриотический акт и карьера, а не обязанность.
Это основа светскости как этикетной нормы общения. Образ светского человека противопоставляется образу вульгарного человека, независимо от его сословной принадлежности. Вульгарным мог оказаться и родовитый человек, не прошедший воспитания или не следующий ему. Дальнейшее развитие образа светского человека в семейном ораторстве --- образ интеллигентного человека, т. е. человека университетски, институтски или военнообразо ванного, входящего в образованные круги семейного общения и противополагаемого образу лиц, не имеющих достаточного светского образования. Образ интеллигента всесословен или, точнее, происходит из любого сословия, но предполагает подготовку в образованной семье и в учебном заведении.
Светский человек и интеллигент поддерживают свой образ обращением на "вы" и другими видами обращений, названными по служебным классам и новым, послепетров ским титулам, обращением "милостивый государь" и формами, принятыми в деловой переписке XVIII-XIX в. Интеллигентный человек противопоставляетс неинтеллигентному лицу. Вне развития образа гость-хозяин, в образах родителей и детей, супругов, отношения образов сохраняются, но стиль образов изменяетс под влиянием гостяхозяина --- интеллигента, так как в обязанность интеллигента входило воспитание детей интеллигентов .
4. Социальная революция 1917 г. разрушила материально-юридические основы семьи, идущие от имущественных отношений супругов и детей. Супруги потеряли права на ясную фиксацию доли имущества, а также фактическое право распорядитьс им в делах наследства. Это подорвало родительскую власть в имущественных основах. События конца 1980-х и 1990-х г. не внесли в это изменений. Отсюда материальная основа родительского авторитета заменилась демократическими формами общения в семье как в коллективе, где каждый имеет равные права, но не равные возможности. В семейном общении стала преобладать эристика. Авторитет родителей стал основываться на формах эристики --- эристических условиях. Это же стало практиковаться детьми в отношении родителей. Фамильярные обращения стали применяться и в формах общения родителей между собой. В кругу общения гость --- хозяин стали преобладать не светскиинтеллигентные, а деловые отношения , управляемые общественным мнением за пределами семьи.
Все семейные образы в этой связи приобрели сильно выраженный эмоциональный характер, так как эристика и завязывание деловых связей через семейное общение требовали обратить главное внимание на убеждение средствами эмоционального воздействия.
Схема 2.7 показывает, как происходит изменение образов семейного оратора.
Схема 2.7

Схема показывает, что эволюция образа семейного оратора претерпела развитие от нормативного сочетания образов к дедифференциации типов ораторских образов, через выделение образа проповедника, различение интеллигентного --- неинтеллигентного, межсемейного и внутри семейного общения. 2.2.1.2. Образ автора в публичной речи
Собственно ораторика в ее различениях не была представлена на русской почве, так как отсутствовала аудитория народного собрания, народного суда и торжественных народных собраний. Это связано с монархическим правлением, нужда в котором была вызвана большими пространствами и редким населением, полиэтничностью государства и постоянной военной угрозой.
Устное ораторство в России было представлено:
вечевым ораторством, куда нужно отнести и сельский сход;
административно-придворным ораторством в правящих кругах;
судебно-следственным ораторством во время феодального суда.
Общей чертой всех этих видов ораторики было неразличение по целям и пафосу судебной , показательной и совещательной речи. Отсюда четкой дифференцированности времен речи нет, а вместо этого в речах преобладало, как свидетельствуют летописи и литературные памятники, время, которое можно назвать эпическим.
Эпическое время --- это уподобление некоторого современного состояни или события культурному прецеденту: "Решать и действовать по старине". Эпическое время в ораторике опирается как на устные, так и на письменные прецеденты.
Примером этого могут служить судебники "Русская правда". В этих судебниках записаны нормы прецедентных решений при отправлении суда, ведущегося феодалом или его представителем. В судебниках даны основные казусы и типовые решения. Суд руководствуется этими казусами как прецедентами судебных решений. Поэтому главная задача судьи, принимающего решение единолично, так провести судебное заседание, чтобы и стороны, и зрители, и он сам были уверены в справедливости , а не законосообразно сти решения. Мудрость судьи выражается не в следовании закону, а в следовании социальной исторической норме.
Этот же тип ораторства действует и на вече, и в административном ораторстве, имеющем, в основном, совещательный характер.
К образу оратора в этом случае применяется требование "смысленности". В отличие от античного ораторства внешний вид оратора и его стиль речи не имеют значения для доказывания своей точки зрения. Оратор должен вы
глядеть и говорить так, каков он есть по своему социальному положению и по характеру разбираемого дела. Главное внимание оратора и аудитории сосредоточено на выводах, которые отражают существо дела, а не на аргументации.
Суд совмещается с административным решением. Поэтому и совет придворных, и вече требуют от оратора мудрого, а не красного слова, а сама работа требует столько времени, сколько нужно для вынесения правильного решения.
В государевой думе рассмотрение вопросов шло по письменным докладам в устной форме. Время на обсуждение вопроса не задавалось заранее, а определялось сложностью вопроса, требовавшего времени для уяснения и обдумывания. Выдвинутьс за счет красноречия в этих условиях было нельзя. Выдвинуться можно было только за счет образованности, опыта и грамотности решения вопросов.
Вечевое собрание управлялось теми же критериями, но большой и неопределенный круг участников, слабая намеченность регламентов и управления речами делали вечевое ораторство уступающим по результатам ораторству в феодальных советахдумах.
Генеральный регламент Петра Великого определил порядок судебно-административного говорения в созданных органах управления --- коллегиях . Порядок говорени был установлен таким образом, чтобы укрепить единоличность решения и ответственность делом за содержание каждой речи. Этот порядок говорения в принципе действовал потом и в государственном совете, и в совещаниях при министрах и губернаторах. Основные черты этого ораторства сохранились по традиции и в советское время.
Образ мужа "смысленного" --- это образ человека, действующего по традиции, изощренного в действенных решениях и отвечающего делом за содержание своей речи. 2.2.1.3. Образ автора в судебной речи
Судебная риторика, появившаяся в результате судебной реформы Александра II, введшего суды присяжных , добавило новый тип красноречия --- судебное ораторство. Судебное ораторство перед публикой стало руководствоватьс аристотелевскими принципами судебного красноречия, но благодаря сложности и полноте судебной процедуры потребовало знаний и навыков ведения судебных допросов в условиях состязательности сторон. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями в связи с тем, что художественная литература в конце XIX в. стала самым влиятельным видом речи. Судебное ораторство при формировании образа оратора становилось более стилистически дифференцированным. Индивидуально авторские стили наслаивались на общий образ "добродетель ного мужа, искусного в речах", характерный для судебного ораторства античности.
Еще один тип ораторства сложился на митингах во время февральской революции, октябрьской революции и гражданской войны. Это тип агитационного ораторства . Ораторагитатор выступает перед самой неопределенной по своему составу аудиторией --- толпой. Толпа требует от оратора смены настроения и призывов к действию. Поэтому ораторская речь кратка и апеллирует к прямым интересам толпы. Ораторы на митинге быстро сменяют один другого, и толпа выбирает понравившегося ей оратора и готова действовать по его призыву.
Энергия толпы направлена главным образом на разрушение. Поэтому оратор-агитатор или призывает толпу разрушать чтолибо и коголибо, или подстрекает ее чувства инсинуациями. Образы митинговых агитаторов разнообразны, но, как правило, за исключением женщинаги таторов, лишены благообразия и воплощают разрушитель ную стихию. Поэтому агитатор должен говорить и выглядеть как один из толпы, которая отличается многообразием типов. Позиция оратора состоит в том, чтобы слиться с толпой или с ее частью и быть как бы выразителем идей целой толпы или ее части.
В области собраний ( партийных , профсоюзны, производственных и других) благодаря организованности аудитории возобладал еще один тип образа оратора: скрещенный образ агитатора и мужа "смысленного". Этот тип образа состоит в том, что он, с одной стороны, говорит как на митинге, от лица участников собрания, воплощая их интересы, а с другой, советует, как "обернуть дело" ко благу аудитории, при этом благо аудитории понимается как непосредствен ное благо ("меньше трудиться --- больше приобретать" или "меньше трудитьс и быть лучше защищенным").
Таким образом, как показано на схеме 2.8, картина развития образа оратора выглядит следующим образом:
Схема 2.8

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Образ автора и вид речи» з дисципліни «Теорія риторики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит витрат на оплату праці. Мета і завдання аудиту
КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
Період окупності
Статті формування власного капіталу
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку


Категорія: Теорія риторики | Додав: koljan (26.01.2014)
Переглядів: 733 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП