Одной из наиболее сложных является транспортная проблема. В городах используют различные виды массового уличного транспорта: троллейбусный, автобусный, трамвайный, такси. В крупнейших городах огромного значения приобрел метрополитен. Другая, не менее важная задача — организация пешеходного движения. При интенсивном движении транспорта пешеходам стало опасно находиться на улицах города, прежде всего с гигиенической точки зрения. Поэтому выдвинута и решается новая градостроительная проблема — разделение транспортного и пешеходного движения, организация изолированных от транспорта, хорошо озелененных пешеходных улиц прогулочного, торгового и культурного назначения. Проектируя или реконструируя города, необходимо также учитывать гигиенические требования к защите населения от уличного шума, выхлопных газов автотранспорта, улучшению условий микроклимата и инсоляции застройки. Удобное обслуживание населения городским транспортом и создание благоприятных условий для проживания вблизи улиц могут быть достигнуты при строгой дифференциации улиц по назначению и видам транспорта и при выполнении требований к улицам различных категорий (рис. 141).
Рис. 141. Основные категории магистральных улиц и дорог в плане города: 1 — скоростная загородная дорога; 2 — городские скоростные дороги; 3 — магистрали общегородского значения; 4 — магистрали районного значения 757 По санитарным нормам все улицы делятся на следующие категории: скоростные дороги; магистральные улицы общегородского и районного значения; улицы и дороги местного значения; улицы жилых, промышленных и коммунально-складских районов; проезды; пешеходные дороги. От этого зависит их профиль, тип покрытия, характер застройки (рис. 142).
Рис. 142. Поперечные профили магистральных улиц безрельсового транспорта (схема) Скоростные дороги и дороги грузового движения следует размещать за селитебной зоной на территориях СЗЗ, на неудобных для жилой застройки почвах (овраги, тальвеги). На селитебных территориях допускается устраивать скоростные дороги при соответствующем технико-экономическом обосновании в выемках, тоннелях, на эстакадах, если скоростной транспорт полностью изолирован от пешеходов и местного движения и соблюдены нормы допустимого уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях. Минимальное расстояние от края проезжей части скоростных дорог и путей грузового движения до линии жилой застройки должно быть 50 м. Разрывы до территории жилой застройки зависят от прогнозируемых расчетов уровня шума. Ширину улиц устанавливают в зависимости от категории и интенсивности движения транспорта и пешеходов по улице, типа застройки и рельефа местности, требований защиты населения от шума, пыли и выхлопных газов автомобилей, способа отведения ливневых и талых вод, локализации подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, оросительных каналов и т. д. Шириной улицы считается расстояние между противоположными красными линиями. Жилые дома следует располагать, отступив от красной линии, до так называемой линии регулирования застройки. Величина этого отступа зависит от категории улицы и должна быть не менее 6 м на магистральных улицах и не менее 3 м на жилых. Следует помнить, что приведенные минимальные размеры отступа от красной линии на улицах с интенсивным движением общественного транспорта не могут обеспечить допустимые уровни шума в жилых и общественных зданиях. Поэтому во время застройки магистральных улиц необходимы дополнительные мероприятия для нормализации шумового режима.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЛАГОУСТРОЙСТВУ» з дисципліни «Комунальна гігієна»