Навязчивые воспоминания, образы, мысли. Они могут возникать спонтанно, в любое время дня и ночи, без связи с контекстом травмы. Например, во время школьных уроков, на занятиях перед глазами может возникнуть картина насилия, и подросток снова окажется в плену негативных переживаний и страхов. Обычно это состояние настолько сильное, что он на какоето время полностью теряет чувство реальности и не может адекватно отвечать на вопросы и замечания учителей и одноклассников, реагировать на окружающих. Воспоминания могут возникать и ассоциативно, когда чтото, напоминающее перенесенную травму, вновь актуализирует переживания. Например, вид человека, внешне похожего на насильника, окружающая обстановка, звуки или запахи, связанные с травмирующим событием, могут вновь его визуализировать, что приводит к тяжелому, устойчивому дистрессу. Прикосновения тоже могут напоминать о перенесенной травме. Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в какомто незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя. У подростков могут возникать иллюзии, галлюцинации, особенно в вечернее время или при недостатке освещения. Например, 14летняя девушка, пострадавшая от изнасилования, на протяжении 3 месяцев поздно вечером постоянно “видела” в углу своей комнаты преступника, черты лица которого приобретали уродливый характер, пальцы рук превращались в когти, слышались угрозы с его стороны. Указанные расстройства восприятия вызывали панические реакции бегства, матери с большим трудом удавалось успокоить дочь. Могут быть покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму. Например, внезапная рвота как реакция на показанное в телевизионной передаче сексуальное насилие. Подросток не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им. Может наблюдаться забывание (амнезия) того, что произошло. Какаято часть жизни как бы выпадает из памяти. Возникает чувство непохожести на других, отторжения, отстраненности и одиночества. Особенно эти чувства болезненно переживаются подростками, которым в силу их возраста хочется быть похожими на сверстников, ощущать чувство общности, принадлежности к какойлибо группе. В связи с этим появляется чувство, что нет больше будущего, что ничего хорошего его в жизни больше не ждет; существенно снижается интерес к тому, что раньше его занимало; наблюдаются мысли о смерти или попытки самоубийства; депрессивные переживания. У подростков, пострадавших от сексуального насилия, проявляются типичные для них симптомы: Наличие страхов. Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые подростки не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице. Повышенная возбудимость или чрезмерная бдительность. Так, подростки становятся гиперактивными, они не могут усидеть на месте, постоянно проявляют беспокойство. Но может возникать и повышенная бдительность, когда подросток постоянно проверяет, находятся ли его вещи на месте, закрыл ли он квартиру и др. Агрессивность по отношению к другим. У подростков бывают резкие вспышки раздражения, они не контролируют себя, дерутся, жестоко обращаются с животными, проявляют сильный гнев или ярость. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя. Низкий уровень самооценки. Подростки, пострадавшие от сексуального насилия, испытывают чувство беспомощности, вины, неверия в свои силы и, как правило, плохо к себе относятся: «Я сама виновата»; «Я — грязная». Склонность к самодиструктивному поведению. Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, подросток как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой травмирующей ситуации. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Нарушение доверия к окружающим людям. У подростков постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации. Диссоциация. Это — экстремальная форма адаптации ребенка. Он как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального безразличия к миру. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко. Неконтролируемая сексуальность или отвращение к сексу. У подростка, пострадавшего от сексуального насилия, может существенным образом измениться его дальнейшее психосексуальное развитие. Оно может привести его к крайним формам: от отвращения и страха близких, интимных, отношений до постоянной потребности в сексуальных контактах. Психологические последствия сексуального насилия могут быть ближайшими или отдаленными. Посттравматические стрессовые нарушения проявляются у ребенка сразу же после травмы, в острой форме — от 1 до 3 месяцев; в хронической форме — если они имеют место свыше 3 месяцев. Отдаленные психологические последствия сказываются на протяжении всей дальнейшей жизни подростка и могут негативно проявляться в различных сферах его жизнедеятельности. Содержание и структура симптомокомплекса ближайших и отдаленных психологических последствий сексуального насилия зависит от многих факторов, в том числе от возраста ребенка, от того, кто является насильником: родители, знакомый ребенку человек или незнакомый; групповое это насилие или нет; развратные действия и изнасилования совершались на протяжении длительного времени или только один раз; сопровождалось ли сексуальное насилие физическим или эмоциональным насилием; угрозами, шантажом и т. д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Признаки посттравматического стресса» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»