Наиболее частыми вариантами нарушений психосексуального развития являются его задержки, которые выражаются в отставании сроков становления сексуальности от возраста ребенка. Различают три формы задержки психосексуального развития. Соматогенные задержки связаны с отставанием в половом развитии вследствие грубых, трудно корригируемых нарушений эндокринной системы, ведущих к асексуальности человека (например, агонадизм). Психогенные задержки обусловлены нарушениями психики, проявляющимися в виде патохарактерологического развития личности и астенических, истерических и психастенических форм психопатии. Свойственная психопатии обидчивость, робость, застенчивость ведут к нарушению коммуникации со сверстниками, а фантазирование, слабость волевых задержек, в сочетании с трудностями общения, стимулирует формирование заместительных и суррогатных форм половой активности. Социогенные задержки вызваны дефектным половым воспитанием ребенка, прививающим ему взгляды на проявления сексуальности как на чтото грязное, пошлое, непристойное. Родители постоянно контролируют игры ребенка, подбирают ему товарищей и даже изолируют его от сверстников; негативная реакция взрослых на любое проявление сексуальности ребенка неизбежно искажают этапы формирования его сексуальности и деформируют личность. У детей до 10–12 лет задержка развития не привлекает особого внимания и, даже наоборот, радует родителей и воспитателей, так как такие дети не задают рискованных вопросов, не проявляют свойственного всем детям полового любопытства, практически не играют в полоролевые игры со сверстниками. Например, полоролевые игры в «семью» или «дочкиматери», характерные для 5–7летнего возраста, вследствие нарушения коммуникации ребенка переносятся на более поздние сроки, и «недоигравшие» дети увлекаются этими играми даже в старших классах. Несмотря на всю полезность игр, формирующих ролевые установки, их совпадение с наступившей гормональной активностью ведет к риску фиксации игр как суррогатной формы реализации полового влечения и даже гомосексуальной ориентации полового влечения. Половая жизнь в таких случаях начинается значительно позже обычного, половое воздержание молодые люди обычно переносят легко, не чувствуя психофизического дискомфорта даже при прерывании любовных ласк на любой стадии. Прогноз благоприятен при наличии в будущем адекватного, благожелательно настроенного сексуального партнера и сомнителен при искажениях всех этапов психосексуального развития.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Задержки психосексуального развития» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»