Очень часто человек чувствует себя неуютно, когда обрывается беседа и наступает пауза молчания, которая кажется бесконечно долгой. Однако умение молчать — один из важнейших навыков консультирования. Для консультанта, умеющего быть чутким к различным смыслам тишины и научившегося создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно ценным в силу того, что оно: увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента; предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности и поведение.
Молчание в консультировании имеет следующее значение: 1. Может выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность изза самого факта консультирования, особенно в начале беседы. 2. Периодические паузы молчания делают беседу более целенаправленной. Клиент во время пауз может обдумать свой дальнейший рассказ и ранее высказанное, консультант в это время анализирует беседу и формулирует вопросы. 3. Молчание может означать, что и клиент и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга. 4. Пауза молчания может означать тупик, в этом случае происходит поиск нового направления беседы. 5. Молчание может выражать сопротивление клиента процессу консультирования. Позиция клиента тогда такова: «Сможет ли консультант сдвинуть меня?» 6. Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных вопросов. 7. Молчание может подразумевать глубокое обобщение без слов.
Когда клиент умолкает и пауза длится долго, консультанту уместно спросить: «Вы задумались. Что сейчас при этом чувствуете? Что важно для Вас в этом молчании?» Необходимо помнить, что клиент сам отвечает за свое молчание и может быть таким в консультативном процессе, каким ему хочется, стало быть, и молчать.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Молчание клиента» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»