Консультирование включает в себя три базовых блока. Первый — одинаковое понимание консультантом и клиентом проблем, которые нужно решить, чтобы консультант говорил с клиентом «на одном языке», потому что, как только произойдет искажение, консультант не сможет дальше анализировать ситуацию. Второй блок — анализ ситуации, в которой находится клиент. Третий блок — поиск альтернатив выхода из сложившейся ситуации. Консультант способствует поиску возможных альтернатив. Выбор определенного способа решения проблемы и ответственность за сделанный выбор лежит на самом клиенте. Задача консультанта — помочь подростку сделать осознанный выбор. Нужно помнить, что основой взаимоотношений с клиентом является не дружба, а профессионализм, доверие, уважение и стремление оказать помощь. Хороший контакт консультанта с клиентом является важным фактором эффективности консультирования. Для определения критериев, определяющих качество консультирования, преподаватель обращается к аудитории с вопросом: «Был ли ктото из них на консультации (сферы ее могут быть любые), которой он остался доволен?» При этом участникам семинара не надо рассказывать причину обращения, важна сама консультация. Необходимо спросить, как проходил процесс консультирования и сколько времени было затрачено. Ответы берутся за основу анализа проведения качественной консультации, в том числе и в процентном соотношении времени, затраченном на вопросы, разбора ситуации и т. д. Необходимо отметить, что подавляющее количество времени тратится на изучение проблемы, ее анализа, только потом идет поиск возможных альтернатив выхода из создавшейся ситуации. Консультативный процесс состоит из шести этапов.
1) Исследование, в котором определяется основная проблема клиента, ситуация, которая его беспокоит и за помощью в решении которой он обратился. 2) Двухмерное определение проблемы, что означает, что консультант и клиент говорят «на одном языке», одинаково понимают проблему в двух измерениях — консультируемого и консультанта. 3) Поиск альтернатив решения проблемы клиента, когда выдвигаются различные варианты выхода из создавшейся ситуации. 4) Планирование: детализация плана реализации выбранной альтернативы. После данного этапа обязательно наступает временная пауза, необходимая для того, чтобы клиент предпринял усилия по выполнению своего плана. 5) Деятельность по реализации плана, включающая мероприятия по достижению намеченного плана. 6) Оценка и обратная связь, которая наступает в то время, когда клиент приходит повторно и рассказывает о своей деятельности.
Внимание! Все этапы с возвратными стрелочками, что означает постоянный контроль над адекватностью процесса консультирования. Например, консультант говорит, что «клиента тревожат такието и такието проблемы». А клиент отрицает — нет, не так. Это «нет» — сигнал к тому, что консультант плохо исследовал проблему и нужно срочно вернуться и исследовать ее дальше. Следует помнить, что консультант не ищет пути решения проблемы, он только наводящими вопросами помогает клиенту выбрать альтернативы, подталкивает его к внутренней работе, в результате которой приходят собственные идеи, а они являются самыми ценными. Если в процессе консультирования были заданы вопросы, которые должны помочь клиенту выдвинуть альтернативы, но он не может этого сделать, значит, неверно определена проблема либо произошло некорректное ее отражение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этапы консультативного процесса» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»