ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Астрономія » Таємниці всесвіту

КАК ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ?
Итак, любая из известных космологических моделей, любые из
лежащих в их основе геометрий или используемые в них понятий и
формул описывают не целостный материальный мир, а лишь
определенные системы присущих ему объективных отношений.
Поэтому каждая такая модель адекватно отражает систему связей и отношений объективного мира, но ни одна из этих моделей не может исчерпывать богатства вечной и бесконечной Вселенной. Главный же аргумент: почему ни одна из космологических моделей не устанавливает границ для бесконечного материального мира -- заключается в следующем. Каждая такая модель отображает и фиксирует определенные пространственные (и временные) отношения, а отношения в принципе не могут выступать в виде материальных границ. Такие границы присущи не отношениям, а находящимся в них материальным элементам, для которых пространственно-временная конечность (ограниченность) является выражением самого их существования.
Космическое всеединство мира неотвратимо предполагает
бесконечность Вселенной. По-прежнему остаются актуальными слова
Циолковского: «Некоторые вообще отрицают бесконечность. Но ведь
одно из двух: конечность или бесконечность. Среднего мнения
быть не может. Ограниченность никакой величины допустить
нельзя. Значит, остается признать только одно --
бесконечность»*.
Рассогласованность взглядов на бесконечность между
философией и естественно-математическими науками началась
давно. Еще Г. Кантор совершенно справедливо отмечал: «Я считаю, что метафизика и математика по праву должны находится во взаимосвязи и что в периоды их решающих успехов они находятся в братском единении. Затем, как показывала история до сих пор, к несчастью, между ними, обычно очень скоро, начинается ссора, которая длится в течение ряда поколений и которая может разрастись до того, что враждующие братия уже не знают да и не хотят знать, что они всем обязаны друг другу»**.
Критерии, отличающие научно-космистский подход к пониманию бесконечности от естественно-математического, очень просты.
Во-первых, научный космизм рассматривает действительную
бесконечность действительного материального мира, а в
современных естественно-математических науках конструируются
различные абстрактные модели. Во-вторых, теоретическая и
прикладная математика (включая и приложение математики к физике
и космологии) анализирует бесконечность как отношение
(численное, множественное, пространственное); космическая
философия же рассматривает бесконечность с точки зрения
единственности, уникальности Вселенной: за ее пределами не существует никакой иной, нематериальной среды, а поэтому и не существует никакого предела, она бесконечна.
Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Очерки о Вселенной.
М., 1992. С. 146.
** Кантор Г. Труды по теории множеств. М., 1985. С. 246.
Так как отношения—и внешние, и внутренние—по природе своей не могут быть бесконечными, их неисчерпаемое многообразие проявляется в форме неограниченности, которая и лежит в основе математических понятий безграничности. Парадоксальность математической бесконечности заключается в том, что она, по словам Ф. Энгельса, «заражена конечностью». «Дурная бесконечность», -- назвал ее Гегель.
«Ты нашел не беспредельность, но расширенный предел»*, --
писал о подобной бесконечности К.С. Аксаков, как и все
славянофилы, испытавший влияние Гегеля и Шеллинга. «Расширенный
предел» -- вот истинный смысл почти всех математических
бесконечностей. Именно такими оконеченными бесконечностями
являются натуральный ряд чисел от нуля до плюс-минус
бесконечности, бесконечно большая и бесконечно малая величины,
бесконечности, возникшие в результате математических
преобразований, и т.д. Несколько в ином смысле понимается
бесконечность в теории множеств: элементы множества находятся
во внутренних отношениях друг к другу, зато допускается
неограниченное количество самых бесконечных множеств.
Действительная же бесконечность материального мира одна, ибо единственна Вселенная (двух бесконечных Вселенных быть не может).
Гносеологический анализ показывает: объективным аналогом
математических понятий бесконечного являются те непрерывные
процессы, совершающиеся в действительности, у которых
отсутствует не конец как таковой, а завершенность,
законченность, последняя точка. При этом в понятиях
математической бесконечности находит отражение как возможность
(осуществимость) постоянного и непрерывного отодвигания
границы, предела, конца -- так и невозможность
(неосуществимость) наступления такого момента, когда бы
завершился процесс счета, измерения, преобразования. Первый
акцент сделан, к примеру, в понятиях актуального бесконечного
множества или потенциальной осуществимости при анализе
бесконечно малых величин. Примером второго акцента может
служить понятие неограниченности в геометрии Б. Римана,
оказавшего влияние на развитие современной космологии.
Отсюда понятно то место, которое занимает неограниченность в различных, почти взаимоисключающих друг друга моделях Вселенной. Но отсюда же становится совершенно ясным, что такая неограниченность не имеет ничего общего с действительной космической бесконечностью, за исключением того, что отображает ее строго определенные аспекты. Проецировать же заведомо оконеченную, «зараженную конечностью» математическую модель на целостную Вселенную если и допустимо, то лишь при четком осознании частичности охватываемого ею Космоса или отдельных его фрагментов. Зато уж совсем недопустимо подгонять природу как целое под какую угодно сверхоригинальную математическую модель.
С точки зрения космистского подхода не подлежит сомнению, что:
никакая модель Вселенной не в состоянии отобразить всего неисчерпаемого богатства и многообразия Макрокосмоса в его движении и развитии;
математика как сугубо абстрактная и односторонняя наука
(односторонняя, поскольку она описывает исключительно
количественные, включая и пространственные, отношения,
абстрагируясь от качественности и материальности) не может предписывать материальному миру, каким он должен быть;
никакие частно-научные теории не могут «запретить» существование Большого Космоса, его материальное единство и развитие, бесконечность и бытийность в пространстве и во времени.
Сила математики и других частных наук не в противостоянии
выработанному на протяжении тысячелетий космически-целостному
видению мира, а в единении с ним. Уже упоминавшийся известный
американский математик М. Клайн отмечает, что математики с
досадой и огорчением обнаружили, что несколько различных
геометрий одинаково хорошо согласуются с наблюдательными
данными о структуре пространства. Но эти геометрии
противоречили одна другой -- следовательно, все они не могли быть одновременно истинными. Между тем «математики настолько уверовали в бесспорность своих результатов, что в погоне за иллюзорными истинами стали поступаться строгостью рассуждений.
Но когда математика перестала быть сводом незыблемых истин, это
поколебало уверенность математиков в безукоризненности их
теории. Тогда им пришлось взяться за пересмотр своих
достижений, и тут они, к своему ужасу, обнаружили, что логика в математике совсем не так уж тверда, как думали их предшественники»*.
Отдавая предпочтение русскому космизму, вовсе не следует
односторонне противопоставлять его натурфилософским течениям
западной мысли. Просто на данном этапе развития науки
отсутствие апробированной методологии и выверенности
мировоззрения привело многие фундаментальные направления
естествознания, в частности космологию, к тупиковой ситуации. Вместе с тем именно в русском космизме, изначально основывавшемся на фундаментальных выводах тысячелетней науки и философии, сформировался и окреп, неоднократно подтвердив свою жизнеспособность на практике, научный подход, опирающийся на систему теоретических и эмпирических методов, а также на творческую интуицию. Он действительно позволяет преодолеть образовавшиеся естественно-научные заторы и достичь новых рубежей.
Концепция монистического Всеединства, включающая и пространственно-временное единство бытия, дает практическую возможность правильно истолковать наиболее трудные вопросы науки и определить нетривиальные пути ее дальнейшего развития. Если широкое обобщение всей совокупности научных и практических данных позволило космистской философии прийти к выводу о единственности и бесконечности Вселенной, то исследование самого познания по мере развития и обогащения философской теории давало возможность определить, с какой глубиной понятие о бесконечном отражает объективно-реальную бесконечность.
В литературе иногда высказываются сомнения относительно
правомочности собственно философского аспекта в познании
бесконечности. Существует, к примеру, мнение, что философия,
дескать, призвана изучать не реальную бесконечность материи, а
лишь процесс исследования ее другими науками*. Согласно этой
точке зрения, только частные науки -- математика, физика,
космология -- компетентны в исследовании проблемы
бесконечности, а дело философии анализировать развитие понятий,
выработанных в рамках физико-математических наук; философская
категория бесконечности вообще является якобы абстракцией от
абстракций математических бесконечностей. Между тем в понимании
бесконечности имеется совершенно определенный
космистско-философский подход, отличающийся от подходов
математического, физического, космологического и т.п. и
вытекающий из принципа монистического Всеединства.
В развитии учения о бесконечности философский космизм
всегда исходил из реальной бесконечности, присущей объективному
миру. В противоположность этому в физико-математических науках
в большинстве случаев сначала разрабатывалась теория, а затем
давалась ее интерпретация применительно к материальной
действительности. В результате некоторых интерпретаций
получалось, что не понятие выводилось из действительности, а напротив, действительность подводилась под сконструированное понятие бесконечности.
Как бы ни продвигалась исследовательская мысль -- от
материи к теоретическим обобщениям или же от абстрактных
моделей к их космистской интерпретации -- объективная
реальность остается альфой и омегой научного познания,
устремленного в неизведанные глубины Космоса.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАК ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ?» з дисципліни «Таємниці всесвіту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Технічні засоби для організації локальних мереж типу TOKEN RING; ...
Что значит «преодолеть инерцию»
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...
Метафора і метонімія


Категорія: Таємниці всесвіту | Додав: koljan (10.12.2013)
Переглядів: 536 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП