При измерении скорости звука на открытом воздухе на точность результатов вредно влияло изменчивое состояние атмосферы, а при измерениях в трубках — влияние самих трубок. Отсюда явилась потребность произвести измерение скорости звука на небольших расстояниях в возможно закрытых помещениях. Соответствующий метод, так называемый метод совпадения звуков, предложил уже в 1854 г. И. Босша. Если в цепь гальванического тока ввести два электромагнитных звонка и наладить их таким образом, чтобы в то время, когда они стоят вплотную рядом, их удары происходили одновременно, и если затем с одним из этих звонков удаляться от другого, то их звучание будет снова слышно одновременно лишь в том случае, когда звук будет проходить расстояние, разделяющее оба колокольчика, как раз за промежуток времени, протекающий между двумя или несколькими ударами. Отсюда по данным о расстояниях, проходимых звуками за определенное время, уже легко вычислить скорость их распространения даже в пределах комнаты, если последняя достаточно велика. В 1862 г. Кениг устроил прибор для практического осуществления этого метода, однако для совершенно точных измерений он оказался непригодным. Наконец, в 1877 г. Акос Чатмари получил несколько видоизмененным методом для скорости звука в сухом воздухе при 0° число 331,57 м. В 1874 г. Тиндаль опубликовал интересные наблюдения о совершенно различном распространении звука в воздухе в различных направлениях. Он нашел, что акустическая прозрачность совершенно не зависит от оптической, и приписал акустическую непрозрачность, главным образом, содержащемуся в воздухе водяному пару или смеси его с воздухом. Около того же времени Осборн Рейнольдс пришел к выводу, что туман также ослабляет звук, и объяснил это явление трением колеблющегося воздуха о менее подвижные и, следовательно, относительно покойные частицы воды. Генри и Дюан на основании своих опытов пришли к заключению, что распространению звука всего больше препятствуют различия температур и вызываемые ими воздушные токи и изменения плотностей. В полном согласии с этим последним мнением В. Жэкс полагал, что причина акустических недостатков многих больших аудиторий заключается не только в их пространственных соотношениях, но также в неблагоприятных воздушных течениях, вызываемых особыми местными температурными условиями, и подтвердил свое мнение интересными опытами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОД БОСША» з дисципліни «Історія фізики»