После такого совершенно оригинального и исчерпывающего исследования волн капельных жидкостей братья Вебер обращаются к рассмотрению волн, применительно к звуку и свету. Однако здесь, отчасти в силу свойств самой проблемы, исследование уже не блещет ни прежней оригинальностью, ни прежней законченностью. Хладни отличал в звучащих телах три вида колебаний: поперечное, продольное и вращательное; но Савар пытался доказать, что такое различение не имеет значения. Еще ранее 1819 г., с целью установить теорию струнных и смычковых инструментов, Савар принялся за более углубленное исследование явлений резонанса. Его замечания о значении резонансного ящика, подструнной рукоятки, кобылки и шейки этих музыкальных инструментов получили большое теоретическое значение. Однако скрипка, построенная по его принципам в форме гробового ящика и встретившая даже некоторое одобрение со стороны комиссии Парижской академии, не побудила скрипичных мастеров отказаться от подражания старым итальянским мастерам и строить свои инструменты на теоретических началах Савара. Вызванные стремлением создать теорию музыкальных инструментов новые исследования Савара о резонансе твердых тел, хотя и дали новые и важные результаты, но сделанные из них выводы опять-таки не встретили полного признания. Для того чтобы определить влияние скрипичной рукоятки, Савар прикрепил к концам длинной доски в поперечном направлении две других дощечки меньшей величины. Когда, затем, одну из этих пластинок, держа ее горизонтально, он привел в колебание смычком, то нижняя пластинка дала совершенно те же звуковые фигуры, что и верхняя; таким образом колебания одной пластинки передавались другой через всю длину доски без изменения. После этого Савар усложнил этот опыт следующим образом. Он соединил разнообразным образом ряд пластинок неодинаковой длины из стекла и дерева, но так, чтобы в каждой паре звенья были перпендикулярны друг другу. Когда любая из этих пластинок приводилась смычком в поперечное колебание, то непосредственно связанная с нею пластинка приходила в продольное колебание, и последнее передавалось без изменения направления и даже скорости всем остальным пластинкам. Получив аналогичные результаты на ряде других видоизмененных опытов, Савар счел возможным вывести как общий закон следующее заключение: колебания передаются от одного тела к другому всегда таким образом, что они сохраняют направление, параллельное прежнему; поэтому все виды колебаний — поперечное, продольное и вращательное — следует рассматривать, как частные случаи единого общего для всех тел вида движения, производимого молекулярными колебаниями, которые видоизменяются соответственно направлению действующей силы. Братья Вебер согласились с тем, что резонанс может вызывать в телах колебания во всевозможных направлениях; при этом отметили, что в самостоятельно и свободно звучащих телах все-таки встречаются только три, охарактеризованные Хладни формы колебания. Они, со своей стороны, считали необходимым (и для стоячих колебаний, принимая во внимание первоначальное направление волн) различать двоякого рода колебания: первичные, где колебания (производимые утолщением и утоньшением тела) по своему направлению совладают с направлением распространения волны, и вторичные, где колебания (вызванные боковыми изгибами) совершаются перпендикулярно к этому направлению.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ. РЕЗОНАНС» з дисципліни «Історія фізики»