Возвращаясь еще раз к звуковым биениям, которые происходили у Совёра при одновременном звучании двух не очень сильно различающихся по высоте тонов, нужно заметить, что он пользовался ими для определения абсолютного числа колебаний тонов и старался, поэтому получить биения настолько редкие, чтобы их можно было считать. По этой причине он не заметил, что биения могут следовать с такой частотой, что они сливаются в тон. Комбинационные тоны (как их называют теперь) были открыты музыкантами-практиками. Знаменитый скрипач Тартини говорит в своем «Trattato di musica secondo la vera scienza dell'armonica» (Падуя, 1754) о комбинации двух тонов в третий тон и уверяет, что открыл его еще в 1714 г. Но печатно о комбинационных тонах высказывался еще раньше органист Андрей Зарге в своем «Anveisung zum Stimmen Orgeln» (Гамбург, 1744). Музыканты, конечно, не объяснили этих тонов и не знали их тождества с биениями или толчками Совёра. Только в 1759 г. Лагранж доказал это тождество в первой части записок Туринской академии и разъяснил, таким образом, это загадочное явление. Открытие дифференциального исчисления и великое физико-математическое творение Ньютона постепенно оказывало все большее влияние на умы и, прежде всего, привело к тому, что отвлекло наиболее талантливых работников от опытной физики в область математической. Правда, на первых порах между этими работниками было еще мало согласия, потому что соперничество обоих творцов нового исчисления, Ньютона и Лейбница, перешло и на их последователей в лице англичан, с одной стороны, немцев и французов — с другой. Впрочем, эти разногласия, как происходившие на твердых основах математики, не только не запутывали дела, но подвигали его вперед, так что в конце сравнительно очень короткого периода, с победою партии Лейбница наступил мир. Победа, определившаяся более легкой применимостью исчисления Лейбница в сравнении с тяжеловесной теорией флюксий Ньютона, была выиграна, с другой стороны, благодаря членам одной семьи, занявшей выдающееся место в области математики, именно благодаря членам семьи Бернулли.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОМБИНАЦИОННЫЕ ТОНЫ. СЕМЬЯ БЕРНУЛЛИ» з дисципліни «Історія фізики»