Отношения России с Ираном в 1990-е гг. отличались возросшим по сравнению с 1980-ми гг. динамизмом. Этому способствовали прежде всего перемены в позиции иранского руководства. Президент А.А. Хашеми-Рафсанджани (1989–1997) провозгласил политику «внешнего прорыва», а его преемник М. Хатами (1997–2005) выступил с инициативой «диалога цивилизаций и культур», что нашло определенную поддержку мирового сообщества. Россия активизировала экономическое сотрудничество с Ираном, которое до 2000 г. исключало военно-технический аспект. Затем, в 2001 г. президенты России и Ирана В.В. Путин и М. Хатами подписали Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества, который позволил начать сотрудничество по всем направлениям, включая военно-техническое, в атомной промышленности и энергетике. Поворот в российско-иранских отношениях произошел после победы на пре-зидентских выборах в Иране в 2005 г. консервативного политика М. Ахмадинежада. Новоизбранный президент объявил о возврате к принципам «исламской револю-ции» 1979 г., чем осложнил свои отношения с Западом, который вскоре не только свернул свои контакты с Ираном, но и начал оказывать на него давление, в том чис-ле и военное. Для России это означало возможность работать на иранском рынке без конкуренции со стороны западных компаний. Но, с другой стороны, возникла про-блема, которая была связана с необходимостью учитывать мнение Запада в эконо-мических контактах с Ираном. В 2007 г. состоялся визит В.В. Путина в Тегеран для участия во Втором кас-пийском саммите, где состоялись его переговоры с духовным лидером Ирана А. Хаменеи и президентом М. Ахмадинежадом. Лидеры двух государств высказались за сотрудничество с целью создания «более справедливого и демократического ми-рового порядка, обеспечивающего глобальную и региональную безопасность и соз-дающего условия для всестороннего развития», подчеркнув при этом необходи-мость укрепления «координирующей роли Организации Объединенных Наций». Центральными темами российско-иранских отношений были ядерная про-грамма и военно-техническое сотрудничество. Участие России в ядерной программе Ирана началось в 1992 г. подписанием соглашения о сотрудничестве в области мир-ного использования атомной энергии. В 1995 г. было подписано соглашение о строительстве Россией первого блока АЭС в Бушере. Помогая Ирану в строительстве этого объекта атомной энергетики, Россия вместе с США и другими западными странами препятствует иранским попыткам создать ядерное оружие. В частности, поставка ядерного топлива для АЭС в Бушере откладывалась Россией до тех пор, пока МАГАТЭ не подтвердило в 2007 г. мирной направленности иранской ядерной программы. В пользу отказа Ирана от создания ядерного оружия говорят и некоторые разведывательные данные. Вместе с тем усилия Ирана по созданию бал-листических ракет говорят об обратном. Так, Иран уже разработал баллистические ракеты средней дальности «Шахаб-3», дальностью 1500 км, в 2007 г. продемонстри-ровал ракеты «Гадр» и «Ашура» дальностью 1800 и 2000 км соответственно. Понят-но, что такие ракеты имеет смысл создавать только вместе с разработкой ядерных боеголовок. На путь создания ядерного оружия Иран толкают примеры Ирака и Се-верной Кореи. Первый отказался от разработки ядерного оружия, за что фактически и поплатился, вторая разработала и испытала его в октябре 2006 г., оставшись, та-ким образом, целой и невредимой. В 2010 г. вопрос об иранской ядерной программе вновь был в фокусе мировой политики. Президент России Д.А. Медведев выразил позицию России: «Иран создает определенные проблемы. Самое главное сейчас – убедиться в том, что представляет из себя его ядерная программа. К сожалению, Иран игнорирует те вопросы, которые ему адресуют, либо отделывается многозначительными фразами. Но мне, конечно, не хотелось бы, чтобы были приняты санкции, хотя в определенный момент может случиться так, что они станут неизбежными» . Военно-техническое сотрудничество России и Ирана пока ограничено поставкой в 2005 г. системы ПВО средней дальности. В 2008 г. появлялись противоречивые сообщения о переговорах относительно продажи Ирану системы ПВО большой дальности С-300. Против поставок российского оружия Ирану активно выступают США, которые уже вводили санкции против некоторых российских предприятий ВПК. В сфере энергетики, где Иран имеет 10 % мировых запасов нефти и 16 % природного газа, Россия никак не представлена. Установив государственную монополию на рынке углеводородов, Иран допускает в свой нефтедобывающий сектор преимущественно западные и азиатские компании.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отношения России с Ираном» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»