На практике иной раз оказывается чрезвычайно полезным заменять движение покоем и покой движением, опираясь на классический принцип относительности. Рис. 3. Продольный, разрез через аэродинамическую трубу. Модель крыла или самолёта подвешивается в рабочем пространстве, отмеченном крестиком (X). Воздух, засасываемый вентилятором V, движется в направлении, указанном стрелками, и выбрасывается в рабочее пространство через суживающийся насадок и затем опять засасывается в трубу. Чтобы изучить, как действует на самолёт или на автомобиль сопротивление воздуха, сквозь который они движутся, обычно исследуют «обращенное» явление: действие движущегося потока воздуха на покоящийся самолёт. В лаборатории устанавливают широкую аэродинамическую трубу (рис. 3), устраивают в ней ток воздуха и изучают его действие на неподвижно подвешенную модель аэроплана или автомобиля. Добытые результаты с успехом прилагают к практике, хотя в действительности явление протекает как раз наоборот: воздух неподвижен, а аэроплан или автомобиль прорезают его с большой скоростью. В настоящее время существуют аэродинамические трубы настолько большого размера, что в них помещается не уменьшенная модель, а корпус самолёта с пропеллером или автомобиль обычной величины. Скорость воздуха в трубе можно довести до скорости звука.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Аэродинамическая труба» з дисципліни «Основні закони механіки»