Отношения России и НАТО на протяжении всего постсоветского периода раз-вивались мирно, но не ровно, им всегда не хватало взаимного доверия. Истоки этого недоверия уходят в романтические времена завершения холодной войны, с их бла-гожелательной атмосферой и взаимными обещаниями политиков уважать нацио-нальные интересы сопредельных государств. В ходе встречи на высшем уровне глав СССР и США на Мальте в 1989 г. пре-зидент США Дж. Буш твердо пообещал советскому лидеру М.С. Горбачеву, что роспуск Организации Варшавского договора (ОВД) не приведет к изменению ба-ланса сил в Европе, так как все бывшие участники ОВД останутся нейтральными, внеблоковыми государствами. Имелось в виду намерение США и НАТО сохранить неизменными границы альянса в Европе и не включать в его военные и политиче-ские структуры независимые страны Восточной Европы, не размещать на их терри-тории военной техники и войск НАТО. В мае 1990 г. генеральный секретарь НАТО М. Вернер был еще более категоричен, сказав, что «сам факт, что мы готовы не раз-мещать войск НАТО за пределами ФРГ, дает СССР твердые гарантии безопасно-сти». М.С. Горбачев, принимая решение об отказе СССР от положений «доктрины Брежнева» в отношении стран Восточной Европы, возможно, искренне поверил президенту США и генеральному секретарю НАТО на слово, а возможно, у него просто не было другого выбора. Так или иначе, но будущие события показали при-зрачность этих обещаний. По завершению всей подготовительной работы в военно-политические структуры Североатлантического альянса один за другим вошли все бывшие союзники СССР по Организации варшавского договора, включая и три прибалтийских государства – бывших республик СССР. «Что стало с теми завере-ниями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского дого-вора?» – недоуменно вопрошал в 2007 г. в своей мюнхенской речи В.В. Путин, го-воря о проблемах в отношениях Альянса с Россией. Предлогами к расширению НАТО на Восток были и политическая нестабильность в России и СНГ, и разгул ор-ганизованной преступности на просторах бывшего СССР, и угроза потери контроля российским руководством над своим ядерным оружием. Следует отметить, что ини-циатива по вступлению в НАТО исходила не столько от самого блока, сколько от бывших стран – участников ОВД и республик СССР, которые действовали на осно-вании принципа самоопределения и при обосновании своего решения о присоеди-нении к альянсу использовали демократические и правовые инструменты. Вернемся, однако, в начало 1990-х гг. Отношения России и НАТО в то время носили вполне доверительный характер. С 1992 г. Россия участвовала в работе мно-гостороннего Совета североатлантического сотрудничества и старалась не обращать особого внимания на заявления лидеров стран Восточной Европы о желании в обо-зримом будущем вступить в НАТО, считая эти планы несбыточными. До 1994 г. Россия и НАТО рука об руку сотрудничали в деле урегулирования ситуации в Боснии и Герцеговине, а в Совете Безопасности ООН Россия голосовала в под-держку резолюции, осуждающей действия С. Милошевича. Но ситуация начала меняться уже в начале 1994 г., когда НАТО объявил о на-чале реализации программы «Партнерство ради мира» (ПРМ). К этой программе примкнули 23 европейские страны, включая и Россию, которая поначалу участвова-ла в ней в рамках специальной формулы 16+1, а с 1995 г. присоединилась к ПРМ полностью. Официальной целью ПРМ было укрепление доверия и развитие сотруд-ничества между странами НАТО и нейтральными европейскими странами, не чле-нами НАТО. Российские политики, однако, заподозрили, что эта программа пресле-дует и другую цель – расширение зоны альянса за счет территорий стран-участниц этой программы, к чему Москва относилась крайне негативно. Вместе с тем россий-ская политическая элита понимала, что процесс расширения НАТО, если он начнет-ся, будет носить независимый от России характер. В результате в 1997 г. в Париже состоялось подписание документа под названием «Основополагающий акт о взаим-ных отношениях, сотрудничестве и безопасности РФ и НАТО». Этот договор, имея чисто декларативный характер, провозгласил Россию и НАТО партнерами, стремя-щимися к развитию дружественных, добрососедских взаимоотношений. Несколько позже на основе акта был создан Совместный постоянный совет Россия–НАТО, из-вестный также по формуле 19+1. Отношения России и НАТО пошли на подъем, ко-торый уже весной 1999 г., после начала натовских бомбардировок Югославии, сме-нился спадом. Россия осудила эту военную акцию, отменив визит Е.М. Примакова в США (этот эпизод вошел в историю как «разворот над Атлантикой» самолета премьер-министра России). Однако уже в декабре на Стамбульском саммите ОБСЕ Россия заключила с НАТО адаптированный ДОВСЕ. Завершающий период президентства Б.Н. Ельцина, однако, не принес существенного улучшения российско-натовских отношений, как полагают, из-за недееспособности российского лидера и второй во-енной операции России в Чечне. Новая глава этих отношений открылась с вступлением в должность и. о. пре-зидента РФ В.В. Путина. Уже в начале 2000 г. на встрече с генеральным секретарем НАТО лордом Робинсоном он выразил заинтересованность в улучшении отношений с НАТО. В мае 2002 г. в Италии была подписана декларация «Отношения Россия – НАТО: новое качество». Это соглашение получило название «двадцатка» – по числу подписавших ее государств. В рамках этого документа был образован новый совет Россия – НАТО, решения в котором стали принимать не на базе согласованной по-зиции НАТО, а на национальной основе, что было выгодно России. Приоритетами российско-натовского сотрудничества в начале XXI в. стали борьба с терроризмом, кризисное регулирование, контроль над вооруже-ниями, ПРО театра военных действий, поиск и спасение на море, сотрудничество меж-ду военными, изучение новых угроз и вызовов. Российская политика в отношении НАТО в начале XXI в. стала отличаться большей взвешенностью. Официальные лица России уже не так резко, как прежде, возмущались по поводу включения в НАТО новых членов не только из-за неизбеж-ности этого процесса, но и из практической цели видеть в НАТО гарант европей-ской стабильности. Сегодня наша страна является, пожалуй, одним из самых важных партнеров НАТО среди ненатовских государств. По ее территории перемещаются военные грузы Альянса, некоторые страны НАТО (Греция) приобретают российские воору-жения, российская армия и флот проводят совместные маневры с армиями и флота-ми стран НАТО. Руководство НАТО не раз лестно отзывалась о России, как о клю-чевом партнере в борьбе с международным терроризмом. Такая позиция сторон на-страивает на развитие сотрудничества в будущем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Россия – НАТО» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»