Отношения России с Белоруссией являются для нашей страны вторыми по значимости после Украины. Стратегический интерес России к Белоруссии обусловлен тем, что эта страна, единственная на европейском направлении, поддерживает с Россией формальные отношения стратегического союзничества, отказывается от вступления в НАТО и держит на своей территории два военных объекта России – РЛС «Волга», которая входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении, и 43-й узел связи Военно-морского флота (ВМФ), который обеспечивает связь на сверхдлинных частотах Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов. Россия заинтересована в Белоруссии и как в транспортном коридоре для своих энергоносителей и других товаров в Европу; определенный интерес для российского бизнеса представляет и белорусская промышленность, которая отличается достаточно высоким уровнем конкурентоспособности. В российском подходе к Белоруссии можно выделить два периода. Первый связан с временами правления президента Б.Н. Ельцина. Его отличи-тельной чертой были хорошие личные отношения российского лидера и белорус-ского президента А. Лукашенко, избранного на этот пост в 1994 г. В этот период стороны заключили: соглашение о Таможенном союзе (6 января 1995), Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет (21 февраля 1995), До-говор о создании Сообщества России и Белоруссии (2 апреля 1996), Договор о Сою-зе Белоруссии и России (2 апреля 1997), Декларация о дальнейшем единении Бело-руссии и России (25 декабря 1998). Отношения между государствами постепенно улучшались, причем степень этого улучшения была уникальной на просторах СНГ. Однако уже в то время доб-рые слова и дела белорусского лидера в адрес России не были безвозмездными. Бе-лоруссия закупала российские энергоресурсы по внутрироссийским ценам, пере-продавала их в Европу, имела беспошлинный доступ на российский рынок, который потреблял до 40 % белорусского экспорта. Точная сумма российских субсидий бе-лорусской экономике в 1990-е гг. не известна, но речь идет о многих миллиардах долларов, изымаемых из скудного бюджета тогдашней России. В сфере военного сотрудничества с Москвой официальный Минск сконцентрировался на охране спо-койной границы Белоруссии с Евросоюзом, избегая при этом любого участия своих вооруженных сил в урегулировании «горячих точек» на просторах СНГ. Белоруссия – одно из немногих государств Европы, которым практически полностью удалось избежать издержек нынешней глобальной войны с терроризмом. Принято считать, что в основе российско-белорусского сближения 1990-х гг. лежала давняя симпатия обоих народов, а также отсутствие в Белоруссии национа-листических движений, которые так отравляли отношения России с Украиной. В то же время из внимания ученых-международников порой выпадал тот факт, что не только политики и бизнесмены, но и рядовые белорусы – это внешне простоватые, но деловые и весьма практичные люди. По своему менталитету они, пожалуй, даже бóльшие европейцы, чем украинцы или россияне. Второй период в отношениях двух стран начался с избранием президентом России В.В. Путина. Его личные отношения с белорусским лидером никогда не бы-ли такими теплыми, как у Б.Н. Ельцина, кроме того, в 2002 г. В.В. Путин решил ус-корить процесс объединения двух государств, но на своих условиях. Суть его пред-ложений А. Лукашенко сводилась к тому, что при объединении государств должен учитываться размер их экономик. План В.В. Путина в будущем союзном государст-ве Россия – Белоруссия белорусскому лидеру отвел роль представителя президента России в Белорусском федеральной округе, а сама Белоруссия подлежала разделе-нию на шесть областей. С этого момента все разговоры об интеграции двух стран прекратились. В 2003 г. А. Лукашенко отказался от идеи единой валюты с Россией и занял жесткую позицию по покупке «Газпромом» 50 % акций газотранспортной системы Белорус-сии «Белтрансгаз». В 2004 г. «Газпром» начал отключения газа для потребителей в Белоруссии в связи с отсутствием соглашения о его покупке по новым, более высо-ким ценам и прогрессу с покупкой «Белтрансгаза». В 2005–2006 гг. стороны вели переговоры по газовому вопросу, которые порой переходили в торговую войну. Президент А. Лукашенко тогда произнес свои известные слова: «увеличение до таких размеров цены на газ – это однозначно разрыв всех отношений. В экономике – это точно». В воздухе витала идея, что Белоруссия вот-вот уйдет от России на Запад. В конечном итоге соглашение между Россией и Белоруссией о цене на газ на 2007–2011 гг. уда-лось заключить лишь за минуту до наступления нового, 2007 г. Цена установлена в 100 долл. за 1 тыс. кубометров, тариф на транзит – 1,45 долл. за 1 тыс. кубометров на 100 км. Условия оплаты «Газпромом» 50 % акций «Белтрансгаза» – 2,5 млрд долл. в течение четырех лет. Сложными были отношения и по нефти. В начале 2007 г. Россия ввела пошли-ны на экспорт нефти в Белоруссию в размере 180 долл. за тонну, в ответ на что Бе-лоруссия ввела тариф 45 долл. за тонну за транзит российской нефти в ЕС по нефте-проводу «Дружба», проходящему по ее территории. Россия отказалась от уплаты пошлин, а Белоруссия начала откачивать нефть из нефтепровода в счет погашения тарифа, что вызвало перебои с поставкой нефти в ЕС и большое беспокойство Евро-комиссии. Чуть позже страны договорились о снижении российской пошлины на экспорт нефти до 53 долл. (при этом Россия сохранила за собой право бесплатной аренды земли под газопроводом «Ямал-Европа» и нефтепродуктопроводом «Запад-Транснефтепродукт»), а также о сохранении неизменными условий для российских военных объектов на территории Белоруссии. Россия строит новый нефтепровод «Уне-чи – Приморск». Он обогнет белорусскую территорию и будет способен перебрасывать 50 млн тонн нефти для Польши и Германии, ныне прокачиваемой по нефтепроводу «Дружба». На очереди другой проект газопровода в обход Белоруссии – «Северный по-ток». В то же время в 2007 г. В.В. Путин заявил, что Россия продолжит «прямую либо скрытую поддержку белорусской экономики» – в 2007 г. она составит «по газу при-мерно 3,3 млрд долл., а по нефти и нефтепродуктам – 2,5 млрд долл.». В вопросах создания союзного государства в 2008 г. сохранялись прежние разногласия по условиям объединения. А. Лукашенко заявил, что подписание Кон-ституционного акта Союзного государства с Россией произойдет только на равно-правной основе. По его словам, в вопросах внешней политики Белоруссия заинтере-сована развивать отношения с США и ЕС, но не намерена вступать в НАТО и раз-мещать на своей территории западные ракеты. Сближение Белоруссии с западными странами осложняется характером режима А. Лукашенко, которого не пускают в западные столицы, а США называют его «последним диктатором Европы». Цель внешней политики Белоруссии заключается не в присоединении к каким-либо блокам, а в грамотном использовании противоречий между соседними держа-вами, эксплуатации их страхов, желаний и трудностей в своих прежде всего поли-тических и экономических интересах. Внешняя политика Белоруссии театрализова-на, рациональна и, вероятно, является примером наибольшего профессионализма в этой области на просторах всего бывшего СССР. В 2009 г. Россия и Белоруссия возобновили диалог о переходе на единую ва-люту – рубль и ускорили продвижение к единому таможенному пространству. При этом Россия согласилась предоставить Белоруссии кредит в размере 2 млрд долл. в обмен на признание Минском независимости Абхазии и Южной Осетии от Грузии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Российско-белорусские отношения» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»