«Конечно, - говорят самые обеспокоенные, - вы же смотрите на стоп-кадр сегодняшнего дня. Но преимущества Америки быстро тают по мере того, как страна теряет свою научную и технологическую базу». Для некоторых упадок в науке является симптомом более серьезного культурного упадка. Страна, которая когда-то придерживалась пуританской этики отложенного удовольствия, вдруг ринулась в 201 пучину наслаждений. Мы теряем интерес к основам - к математике, производству, упорному труду, экономии - и превращаемся в постиндустриальное общество, которое ориентировано на потребление и досуг. «В 2006 году выпускников, которые получат дипломы по спортивным дисциплинам, будет больше, чем тех, кто получит дипломы по электротехнике, - говорит президент и председатель совета директоров General Electric Джеффри Иммельт. - Так что, если мы хотим стать массажной столицей мира, мы идем по верному пути»15. Лучше всего эту обеспокоенность иллюстрирует статистика упадка прикладной науки. В 2005 году Национальная академия наук опубликовала отчет, предупреждающий, что Соединенные Штаты вскоре потеряют свои позиции лидера научного мира. В 2004-м, говорилось в отчете, в Китае дипломы инженеров получили 600 тысяч выпускников, в Индии - 350 тысяч, в Соединенных Штатах - 70 тысяч. Эти цифры приводились в сотнях статей, монографий и блогов, включая центральные материалы в журналах Fortune и Congressional Records, а также в речах таких монстров технологий, как Билл Гейтс. И в самом деле, эти цифры отнюдь не обнадеживают. О какой надежде может идти речь, если на каждого дипломированного американского инженера приходится одиннадцать китайских и индийских? Что же касается стоимости подготовки одного химика или инженера в Соединенных Штатах, то, как утверждается в отчете, за эти деньги любая компания может нанять пять отлично подготовленных и энергичных химиков из Китая или 11 инженеров из Индии. Единственная проблема заключается в том, что по большей части эти цифры неверны. Этой темой занялись журналист Wall Street Journal Карл Бялик и несколько ученых. Они быстро поняли, что в данные по Азии включены специалисты, прошедшие лишь двух- или трехлетний курс обучения, то есть студенты, получившие дипломы по элементарным техническим дисциплинам. Группа профессоров инженерного факультета Университета Дьюка отправилась в Китай и Индию для сбора информации из правительственных и неправительственных источников и для беседы с бизнесменами и учеными. Они пришли к выводу, что исключение из общего числа выпускников тех, кто прошел двух- или трехлетний курс, уменьшит показатель по Китаю до 350 тысяч специалистов, но да- 202 же эта цифра, по-видимому, преувеличена ввиду разных определений понятия «инженер»: часто к этой категории относят автомехаников и ремонтных рабочих. Бялик отмечает, что Национальный научный фонд, который отслеживает такие статистические данные по Соединенным Штатам и другим странам, оценивает прирост специалистов в Китае как 200 тысяч ежегодно. Рон Хира, профессор политологии в Рочестерском политехническом институте, считает, что каждый год вузы Индии выпускают 120-130 тысяч молодых специалистов. Это означает, что в действительности США подготавливают на душу населения больше инженеров, чем Индия или Китай16. Эти данные никак не касаются качества образования. Как человек, который вырос в Индии, я с полной объективностью высоко оцениваю достоинства знаменитого комплекса политехнических вузов -Индийского технологического института (ИТИ). Самой сильной его стороной является управление одной из наиболее жестких и конкурентных систем вступительных экзаменов в мире. Триста тысяч абитуриентов участвуют в них, пять тысяч успешно сдают экзамены и становятся студентами, то есть «пропускная способность» составляет 1,7 процента (по сравнению с 9-10 процентами в Гарварде, Йеле и Принстоне). Те, кто выделяется из толпы, - единицы на миллиард, лучшие из лучших. Поместите их в любую систему образования, и они покажут себя во всей красе. В действительности, многие из институтов ИТИ определенно второразрядные - с посредственным оборудованием, безразличными преподавателями и убивающей воображение методикой. Учившийся в ИТИ и затем перешедший в Калифорнийский технологический институт, Раджив Сахни говорит: «Главное преимущество ИТИ - вступительные экзамены, они организованы таким образом, чтобы отбор прошли только самые одаренные абитуриенты. С точки зрения преподавания и лабораторного оборудования, ИТИ не идет ни в какое сравнение с любым средним американским технологическим институтом». Вне ИТИ и других подобных элитных учебных заведений, которые выпускают чуть меньше десяти тысяч специалистов в год, качество высшего образования в Китае и Индии остается удручающим, вот почему так много студентов уезжает из этих стран, чтобы получить образование за рубежом. 203 Научные данные подтверждают эти несистематические наблюдения. В 2005 году McKinley Global Institute (MCI) провел исследование «развивающегося рынка труда» и обнаружил, что двадцать восемь слаборазвитых стран имеют в своем распоряжении приблизительно 33 миллиона молодых специалистов* по сравнению с 15 миллионами в восьми развитых странах (в Соединенных Штатах, Великобритании, Германии, Японии, Австралии, Ирландии и Южной Корее)17. Но сколькие из этих молодых специалистов из отсталых стран обладают навыками, необходимыми, чтобы конкурировать на мировом рынке? «Лишь мизерная доля потенциальных соискателей рабочих мест может успешно трудиться в иностранной компании», - отмечается в отчете, объясняя это главным образом плохим образованием. И в Индии, и в Китае, сообщается в отчете, за исключением нескольких выдающихся ученых качественный и количественный уровень образования низкий. Лишь 10 процентов индийцев получают высшее образование. То есть, несмотря на огромную потребность в инженерах, квалифицированных специалистов сравнительно мало. Зарплата опытных инженеров в этих странах увеличивается на 15 процентов в год, это явный признак того, что спрос опережает предложение. (Если бы вы были работодателем и имели доступ к базе из десятков тысяч высококлассных инженеров, каждый год выпускаемых колледжами, вам не пришлось бы увеличивать им зарплату на 15 процентов из года в год.) Высшее образование - лучшая промышленность Америки. В мире существует два рейтинга университетов. Согласно одному из них -чисто количественному исследованию, которое провели китайские ученые, - восемь университетов из «горячей десятки» мира находятся в Соединенных Штатах. По данным другого, где делался больший * В данные включены выпускники, получившие дипломы по инженерному делу, финансам и бухгалтерской отчетности, биологическим наукам, а также «профессиональные универсалы», такие как оперативные сотрудники сервисных и консультационных центров. Молодыми специалистами называют выпускников, чей практический опыт работы не превышает семи лет. 204 акцент на качестве обучения, - его проводило издание Times Higher Educational Supplement - их в США семь. Затем цифры несколько выравниваются. Из двадцати лучших семнадцать или одиннадцать приходится на долю Америки; из пятидесяти лучших - их тридцать восемь или двадцать один. Однако базовая концепция не меняется. Имея 5 процентов от населения Земли, Соединенные Штаты полностью доминируют в области высшего образования, обладая либо 42, либо 68 процентами университетов, входящих в пятьдесят лучших вузов мира (в зависимости от того, каким рейтингом вы пользуетесь). Ни в какой другой сфере преимущество Америки не является столь подавляющим*. В докладе лондонского Центра европейских реформ за 2006 год, озаглавленном «Будущее европейских университетов», указывается, что Соединенные Штаты вкладывают в высшее образование 2,6 процента от ВВП по сравнению с 1,2 процента в Европе и 1,1 процента в Японии. Ситуация в науке совершенно необыкновенная. Список учебных заведений, в которых тысяча лучших ученых в области вычислительной техники получили образование, показывает, что десять лучших школ в мире являются американскими. Расходы США на научно-исследовательскую работу в этой сфере по-прежнему выше, чем в Европе, а сотрудничество бизнеса и учебных заведений здесь не имеет себе равных во всем мире. Америка остается безоговорочным центром притяжения студентов, здесь учатся 30 процентов иностранных студентов от общего числа всех, кто получает образование за границей. Все эти преимущества не так-то просто свести на нет, потому что структура европейских и японских университетов - по большей части управляемых государственной бюрократией - вряд ли изменится. И хотя в Китае и Индии открываются новые институты, за несколько десятилетий создать университет мирового класса на ровном месте очень сложно. Вот статистика относительно инжене- ' Меня всегда озадачивала критика правых в адрес американских университетов, они называют их потерявшими связь с реальностью «башнями из слоновой кости». В мире огромной конкуренции эти институты господствуют в своей сфере. 205 ров, о которой вы, возможно, не слышали: в Индии университеты каждый год присваивают степень PhD* в области программирования 35-50 ученым, в Америке этот показатель равен одной тысяче.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЛУЧШАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ АМЕРИКИ» з дисципліни «Постамериканський світ»