Отношения ЕС и России после 1991 г. претерпели немалые изменения – от взаимной эйфории начала 1990-х через похолодание времен чеченской войны до нынешней противоречивой взаимозависимости. С одной стороны, казалось бы, все развивается по восходящей: на Евросоюз приходится 53% нашей внешней торговли, Россия – третий после США и Китая экономический партнер ЕС, товарооборот и взаимные инвестиции растут. Мы занимаем совпадающие или схожие позиции по огромному количеству международных вопросов (хотя и не во всем). Вместе с тем в 2007 г. истек срок Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а переговоры о заключении нового начались только летом 2008 г. из-за польского вето на соответствующий мандат Еврокомиссии. Россия и ЕС никак не договорятся по поводу Энергетической хартии, предлагаемой нам европейцами, в соответствии с которой Россия должна обеспечить свободный доступ иностранных компаний к разработке и транспортировке своих энергоносителей. Настаивая на таких условиях, ЕС пользуется ассиметричной взаимозависимостью между ним и Россией в вопросе экспорта-импорта энергоносителей. (По словам В.Путина, «если… по газу Евросоюз покрывает за счет российских поставок 44% своих потребностей, то в общем экспорте российского газа 67% - это …поставки в Европу. Это значит, что…Россия сегодня даже больше зависит от европейских потребителей, чем потребители от своих поставщиков» ). При этом в Германии на государственном уровне создается контрольный орган, чтобы ограничить нежелательные инвестиции из России, Китая и некоторых других стран. Конечно, речь не идет о явно антироссийской политике, но Россия тоже оказалась в «черном списке». К числу серьезных политических противоречий следует отнести согласие некоторых членов ЕС на размещение элементов американской ПРО на своей территории, отказ подписать Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), одностороннее признание независимости Косово. Среди российско-европейских разногласий можно назвать еще калининградский транзит, предоставление политического убежища чеченским боевикам в Лондоне и ряд других. Давая общую оценку ситуации, министр иностранных дел России С.Лавров, назвал ее «множественным кризисом». Можно много говорить о причинах взаимных обид и разочарований в отношениях между Россией и ЕС. Это и традиционные социокультурные противоречия, и объективная незрелость российской демократии, и пугающий европейцев рост экономического могущества России. Обратим внимание еще на один аспект – за последние несколько лет Евросоюз изменился. Во-первых, сегодняшний ЕС гораздо больше обращен внутрь самого себя. Внутренний системный кризис, о котором речь шла выше, привел к тому, что Евросоюзу в целом сейчас просто не до России. Во-вторых, произошла смена поколений политиков во всех ведущих странах ЕС, традиционно задававших в нем тон, - Германии, Италии, Франции, Великобритании. Уход Шредера и Ширака лишил Россию наиболее влиятельных и благожелательных партнеров, готовых ее выслушать. В-третьих, и это, видимо, самое существенное, к ЕС добавился ряд государств, где элиты на подсознательном уровне часто страдают русофобией. Более того, в ряде стран Восточной Европы к власти пришли откровенно националистически настроенные политики, часто не согласные с итогами Второй мировой войны и Нюрнбергского трибунала, что создает готовую почву для конфликта с Россией. На Востоке справедливо замечают, что караван не может идти быстрее самого медленного верблюда. Так вот, к каравану российско-европейских отношений присоединилось несколько весьма медленных верблюдов, норовящих к тому же двигаться прямо в противоположную сторону. Похоже, исторические фобии наших прибалтийских и польских соседей становятся европейским мейнстримом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отношения ЕС и России после 1991 г.» з дисципліни «Світова політика»