Нельзя сколько-нибудь серьезно рассматривать военное насилие в современной мировой политике без обсуждения вопроса о гражданских войнах. Гражданская (внутренняя) война – не новый феномен в мировой политике. Сколько существуют национальные государства, столько имеют место вооруженные конфликты внутреннего характера. Причем подчас они сопровождаются большим количеством жертв и особой жестокостью по сравнению с классическими межгосударственными войнами. Так, в ходе Тайпинского восстания в Китае в 1850-1864 гг., по некоторым оценкам, погибло около 30 миллионов человек, что больше чем в Первой мировой войне. Известны своей жестокостью действия якобинцев во время Великой французской революции, противоборствующих сил в Гражданской войне в Советской России. В наше время во время межплеменного конфликта в Руанде в 1994 – 1996 гг. зверски убито 800 тысяч человек. Хотя гражданские войны не новый феномен, они превратились в особо зримую черту мировой политики после 1945 г., а после окончания холодной войны, когда их число стало возрастать, стали одной из серьезных угроз международной стабильности. Процесс деколонизации в 1960-1970-е гг. привел к появлению большого количества новых независимых государств с очень нестабильными политическими режимами. Гражданские войны велись и в давно сложившихся государствах, например, в Латинской Америке. По имеющимся оценкам, в 1970-е гг. в мире имели место шесть гражданских конфликтов; в 1980-е гг. их насчитывается уже двадцать восемь. В конце 1980-х и в 1990-е гг. некоторые внутренние конфликты были урегулированы (Никарагуа, Мозамбик), однако вспыхивают новые (бывшая Югославия, некоторые бывшие советские республики). Почти все из приблизительно сорока государств, имевших дело в 1990-е гг. с крупными военными конфликтами (с количеством жертв не менее 1000 человек), пострадали именно от гражданских войн. В настоящее время наиболее типичным проявлением военного насилия в мировой политике является именно гражданская война, в ходе которой внутренние вооруженные сила ведут борьбу за изменение конституции страны, изменение баланса между этническими группами, отделение и образование собственного независимого государства. Особое значение для мировой политики имеет усиливающаяся тенденция интернационализации гражданских войн, т.е. вовлечение во внутренний конфликт иностранных военных сил. Во время холодной войны интернационализация была связана с блоковым противостоянием Запада и Востока. Капиталистический и социалистический блоки поддерживали своих сателлитов в гражданских конфликтах. Это имело место, например, в гражданских войнах во Вьетнаме, Эфиопии, Сальвадоре, Афганистане, Йемене и др. Советский Союз часто поддерживал «войну за национальную независимость», ведомую революционными группами против колониальных властей и поддерживавших их внешних сил (Ангола, Мозамбик). После победы в колониальных войнах такие революционные группы вставали на путь так называемой «социалистической ориентации». С окончанием холодной войны интернационализация гражданских конфликтов обрела иной характер. Теперь вмешательство осуществляют региональные (НАТО, ЕС, СНГ) или глобальные (ООН) организации, пытающиеся выполнять миротворческие функции. Однако, как показывает опыт гражданских конфликтов в бывшей Югославии, это часто приводит к столкновению интересов уже самих миротворцев, проявляющих предвзятость и поддерживающих в итоге только одну из сторон конфликта (например, конфликт вокруг Косово). В последнее время большой размах приобрели столкновения между этническими, культурными, религиозными группами, часто объединяемые под одним названием этнополитических конфликтов. Примерами являются гражданские войны и острые противоречия на территории бывшей Югославии между православным и мусульманским населением, конфликт между племенами тутси и хуту в Руанде, война между абхазами и грузинами на территории бывшего СССР и др. Многие из этнополитических конфликтов приобретают интернациональный характер по мере того, как беженцы, спасаясь от насилия, укрываются в соседних странах, зарубежные государства вмешиваются в конфликт. Считается, что этнические противоречия вышли на первый план мировой политики в связи с тем, что был исчерпан глобальный политико-идеологической конфликт между Западом и Востоком. Мол, этнические трения носят более глубокий и долговременный характер, чем классовые противоречия, и поэтому они обрели «новое дыхание» после окончания холодной войны. С этим трудно спорить. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что «спусковым крючком» этнического насилия оказываются конкретные обстоятельства, такие как нищета или жестокость политического режима, которые рождают страх и напряженность в обществе. То, что внешне выглядит как этнический конфликт, может быть связано с такими мотивами, как борьба за территорию, месторождения полезных ископаемых (богатство), власть и политический контроль. Хотя длительная этническая напряженность имеет важное значение в анализе, большинство этнических конфликтов происходят по поводу проблем, связанных с неудовлетворенностью людей реализацией их насущных интересов. «Стыковка» двух обозначенных подходов к объяснению этнополитических конфликтов состоит в следующем: этнические группы обносятся с недоверием друг к другу и к официальной власти (часто представленной одной этнической группой), если ущемляются их интересы; при этом они стремятся реализовать свои интересы через отделение и создание независимого государства. Если тенденция к росту числа этнополитических конфликтов не пойдет на спад, проблемы возникнут у многих современных государств (особенно после «прецедента Косово»), поскольку в мире около 200 сепаратистских анклавов и только 10% государств имеют моноэтнический характер.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гражданская война» з дисципліни «Світова політика»