Некоторые партийные реформаторы считают, что на этапе ограниченной «социальной демократии» будут проведены общенациональные выборы. В них примут участие восемь «оппозиционных партий», которые коммунистический режим поддерживал и финансировал с 1949 года. Они вновь появятся на политической арене, им позволят конкурировать с коммунистической партией. Эти партии смогут завоевать какие-то места в законодательном органе, их лидеры могут быть приглашены в кабинет министров, у них даже могут появиться свои средства массовой информации, но, для обеспечения полного властного контроля КПК, их роль и влияние будут существенно ограничены. Такое развитие может иметь две цели: сдержать и ассимилировать оппозиционные группы в стране и попытаться продемонстрировать всему демократическому миру, особенно европейским социал-демократическим партиям, что Китай «действительно меняется» и его следует поощрить новыми возможностями в торговле, инвестициями и технологиями. В каком-то смысле это будет возвратом к политике «новой демократии», когда в первые годы пребывания у власти коммунисты использовали методы Объединенного фронта для осуществления контроля над оппозицией и убеждения потенциальных оппонентов КПК, что сосуществование вполне возможно. Это позволило партии предпринять системные шаги для уничтожения своих врагов по одному. Однако в Польше то, что в 1989 году планировалось как шаг в сторону предоставления «Солидарности» контролируемой и ограниченной политической роли, вышло далеко за предполагавшиеся рамки. Такой клапан открытости, особенГЛАВА 19
но в контексте серьезных международных усилий, направленных на стимулирование и помощь демократически настроенным китайским эмигрантам, которые могли бы провести необходимую работу со сторонниками реформ внутри партии и демократическими элементами в обществе, может дать гораздо больший эффект, чем ожидается. Вне всякого сомнения, сторонники твердой линии будут жестко противодействовать даже такой ограниченной «социальной демократии». Весьма возможно, что это вызовет или раскол в партии и исключение сторонников твердой линии, или их победу (как в igSo-x годах) и установление еще более суровых форм диктатуры. В настоящее время о планах КПК по переходу к истинной политической демократии ничего не известно. Однако в контексте происходящих в Китае событий может случиться, что КПК окажется перед риском поражения или будет вынуждена согласиться на переходный период, в ходе которого она будет участвовать в политической жизни как одна из многих конкурирующих политических партий. В этом плане опыт коммунистических партий в Восточной Европе может
пригодиться. Многие изменили свою идеологию, приняв правила демократической политики, а многие лидеры переименованных и реформированных коммунистических партий выиграли борьбу за президентские посты (Польша, Венгрия, страны Балтии) и продолжают играть важную роль в национальной политике. Эти примеры могут убедить партийных лидеров в Китае, что такое будущее реформированной КПК вполне возможно, если демократические группы в стране и за рубежом добьются успеха.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОГРАНИЧЕННАЯ «СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ»» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»