Поощрение развития демократии и соблюдения прав человека в России и Китае
Одна искра может поджечь всю степь. Мао Цзэдун Увязка между развитием и правами слишком неопределенная. .. Временные рамки слишком велики, а результаты слишком туманны, чтобы подменять прямую политику экономическим сотрудничеством.
Профессор Эндрю Натан, Колумбийский университет Решительные изменения могут произойти неожиданно, волна может все перевернуть в один день... Мы должны прежде всего сохранить стабильность... Следует быть бдительным относительно неожиданных событий и потрясений.
Цзян Цзэминь
Мир, заключенный с диктатурами, никогда не бывает надежным. Поэтому в основе любого аспекта политики США в отношении России и Китая должно лежать стремление к политической либерализации и созданию истинных демократических институтов в этих странах. Мы никогда не должны забывать об этом. Этого требует гуманизм. Как показывает история, свободный народ, имеющий право свободного выбора, никогда не ведет агрессивную войну. Демократия является главным и самым надежным средством сдерживания. Несмотря на политическую либерализацию, наступившую после советской эры, практика соблюдения прав человека и движение к политической демократии в России весьма
528 ГЛАВА 19
хрупки. Среди признаков регресса, наступившего в годы правления Путина,—усиление мониторинга жизни и напористость служб внутренней безопасности, милиции и судебных органов, а также действия правительства, направленные на ограничение независимости национального телевидения и других крупных средств массовой информации. В Китае коммунистический режим был и остается непреклонным, не позволяя никакого движения к политическому плюрализму или демократии. По мере роста китайской экономики, прямых иностранных инвестиций и выгодной торговли в 1990-х годах коммунистический режим усиливал политические и религиозные репрессии. Главным аспектом всеобъемлющей стратегии США в отношении этих стран должно стать поощрение мирного прогресса в соблюдении прав человека, сохранение и развитие политической демократии в России и стимулирование политического плюрализма, ведущего к политической демократии в Китае. Признаки политической демократии включают соблюдение таких базовых прав человека, как право на жизнь и свободу, в том числе свободу политических высказываний, митингов, организаций и вероисповедания наряду с открытым и соревновательным процессом выбора государственных лидеров. Национальные интересы США в поощрении демократии опираются на тот факт, что после Второй мировой войны политические демократии практически никогда не инициировали использование силы в международной политике, хотя готовы были применить ее в целях самообороны против прямой или непрямой агрессии. США никогда не подвергались угрозам со стороны государств с демократической формой правления. Фактически все демократии в мире либо являются союзниками США, либо сотрудничают с ними в выполнении широкого спектра конструктивных международных задач (i). Демократическая трансформация Германии, Японии, Италии и Австрии после Второй мировой войны, а также стран Центральной Европы и Балтии после 1989 года показывает, что демократия возможна даже после длительного правПоощрение развития демократии...
529 ления диктатуры. Мы видим, что внешняя политика государств определяется характером правящих политических режимов. Страны становятся миролюбивыми, как только их граждане добиваются замены фашистских и коммунистических режимов на демократические. Исторические трансформации также свидетельствуют о том, что своевременная, эффективная внешняя помощь может содействовать силам внутри страны, стремящимся к созданию и развитию институтов политической демократии (2). Поэтому национальные интересы США состоят в сохранении существующих и поддержке нарождающихся демократий, например, таких, как в России. Чем больше стран, особенно таких мощных, как Китай, перейдет к демократии, тем больше это отвечает национальным интересам США. С точки зрения фундаментальных американских ценностей мы видим на примере исторического процесса после Второй мировой войны, что на всех стадиях экономического развития политические демократии более успешны в защите прав человека и обеспечении улучшения уровня жизни своих граждан, чем диктатуры. В 1982 году президент Рейган, убедившись в позитивных результатах своей политики поддержки демократических усилий граждан по замене правых диктатур в Латинской Америке (з), начал проводить политику поощрения демократии за рубежом. Выступая в британском парламенте, Рейган предложил создать Национальный фонд поддержки демократии. Он сказал: Мы приближаемся к окончанию кровавого столетия, пораженного страшным политическим изобретением — тоталитаризмом. .. И все же есть основания для оптимизма, так как день за днем демократия подтверждает, что она вовсе нехрупкий цветок... Однако за цветком нужно ухаживать. Если мы хотим, чтобы конец этого столетия ознаменовался постепенным, ростом свободы и демократических идеалов, мы должны предпринять конкретные шаги в борьбе за демократию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Поощрение развития демократии и соблюдения прав человека в России и Китае» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»