Политика реалистичного, но отнюдь не безусловного сотрудничества
Представление обеих политических партий о политике Китая следует охарактеризовать как фантазии. Эта страна, как в известном психологическом тесте, словно бы гигантский лист бумаги, на который общественные деятели проецируют свои собственные идеи и политические пристрастия. Долгие годы, даже во времена массовых репрессий Мао, коммунистический Китай оставался любимцем левых. А сегодня и многие экономические детерминисты правого толка, и их союзники в крупном бизнесе видят в Китае просто растущий рынок, на котором можно хорошо
заработать. Пришло время произвести переоценку «аших интересов в Китае, включая переоценку его угроз и возможностей, и на реальной основе выработать разумную политику. Со времени нормализации американо-китайских отношений в 19?! году мы прошли через два совершенно разных периода в международных отношениях. Была эра «холодной войны», когда Советский Союз и страны Варшавского Договора были по одну сторону, а США и его союзники в НАТО и в Азии — по другую. Второй период начался после 1991 года с распадом Советского Союза и Варшавского Договора, обретением независимости странами Восточной Европы, переходом многих из них к демократии. Удивительно, но на протяжении
504 ГЛАВА i8
этого времени политика США в отношении Китая не претерпела особых изменений. США допустили Китай на американский рынок на тех же условиях, что и своих союзников, игнорировали или приуменьшали агрессивность Китая на международной арене и практически не меняли своего отношения к репрессиям в стране, хотя и занимались порой неэффективной риторикой относительно прав человека в Китае. Однако логическое обоснование продолжения подобной политики менялось. В годы «холодной войны» упор делался на использовании Китая в качестве противовеса советской мощи. В постсоветские времена эта политика базировалась на надежде, что экономическая модернизация Китая приведет сначала к политическому плюрализму, а затем к политической демократии и строительству мирного Китая. Этот тезис повторяли все американские президенты, начиная с Картера и кончая президентом Бушем-младшим (i). Подобная политика безусловного сотрудничества провалилась, что подтверждается внешней и внутренней политикой Китая, особенно после трагедии на площади Тяньаньмэнь и создания китайско-российской стратегической оси. Настало время выработать новую политику в отношении вооруженной ядерным оружием коммунистической диктатуры. Это необходимо для защиты интересов США и их союзников в Азии в сфере национальной безопасности и для снижения риска конфликта с Китаем. Разумная и реально осуществимая политика должна использовать те огромные экономические выгоды, которые США предоставляют Китаю в качестве стимула для прекращения агрессивных действий и угроз, отказа от передачи ОМУ, его компонентов и экспертизы по его производству странам, спонсирующим терроризм, а также для выполнения обязательств в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и двух конвенций ООН по экономическим, социальным и политическим правам, которые Китай добровольно подписал в 1990-х годах. Это вполне разумный подход, так как Китай ежегодно получает огромное позитивное сальдо торгового баланса в отношениях с США, куда направляет более 4О% своего экспорта. Китай нуждается в доступе на рынок Политика реалистичного...
505 США, в прямых американских инвестициях и контактах с международными финансовыми организациями, которые поддерживаются США. Китайский экспорт в США является важной частью его экономики, составляя 9% ВВП и 15% промышленного производства. Объем экспорта США в Китай составляет менее 1,4% ВВП. Экспорт США в Китай оценивается в едва заметные o,ooi % ежегодной американской экономической активности. США должны реально посмотреть на Китай. С 1971 года успешная стратегия Китая заключалась в том, что хотя он нуждался в США для выполнения своих задач, но все возможные уступки делала Америка, тогда как Китай не сделал ни одной и не выполнил даже тех немногих обещаний, которые дал. Например, после разрыва с Москвой в 1960 году коммунистический режим Китая активно противостоял и советскому «ревизионизму», и американскому «империализму». Тогда именно Советский Союз с его растущим ядерным арсеналом баллистических ракет и мощными обычными вооруженными силами, расположенными вдоль границы, представлял непосредственную угрозу Китаю. Советский лидер Никита Хрущев имел многолетний опыт общения с Мао Цзэдуном, в ходе которого Китай настаивал, что ядерная война с «американским империализмом» неизбежна, требовал возврата значительной части советской территории, якобы украденной у Китая, и просил Москву предоставить ему ядерное оружие и баллистические ракеты, чтобы как можно скорее создать собственные. После яростной конфронтации с Мао в 1959 году Москва прекратила все программы оказания
военной и экономической помощи Китаю, тем самым разорвав отношения двух основных коммунистических держав. В1960 году на Всемирном совещании коммунистических и рабочих партий, после безуспешной попытки примирения двух режимов, Хрущев назвал Мао «поджигателем войны, страдающим манией величия», а Мао обвинил Хрущева в попытках продать Китай американцам и в отказе от истинного коммунизма (2). В 1964 году Хрущев был отстранен от власти якобы за то, что намеревался нанести превентивный ядерный удар по китайским ядерным и
506 ГЛАВА i8
ракетным объектам для того, чтобы предотвратить создание Китаем собственного ядерного оружия (оно было испытано в день, когда Хрущев был снят со своих постов). В последующие годы Советский Союз продолжал подготовку своих ядерных и обычных сил для удара по Китаю. Это вынудило Китай пойти на нормализацию отношений с США в качестве противовеса СССР. США оказали Китаю огромную помощь, предоставив ценную разведывательную информацию о советской военной деятельности. США тоже рассчитывали, что нормализация отношений с Китаем поможет противостоять Советскому Союзу. Именно коммунистический Китай, раздираемый изнутри «культурной революцией» и находящийся под прямой угрозой советского нападения и интервенции, получил больше всего от первых лет нормализации отношений (1971—1979)- США для решения своих задач в этот период правления Мао ничего не приобрели. К 1979 году, уже после смерти Мао, Китай начал проводить новую стратегию экономической и военной модернизации, основанную на экспорте товаров в индустриальные демократии, прямых инвестициях и тайных операциях, направленных на получение современных западных технологий. Этот процесс сопровождался установлением официальных дипломатических отношений с США. В оставшиеся годы «холодной войны» (i979—'I989) американская политика была направлена на оказание содействия экономической модернизации Китая путем предоставления фактически неограниченного доступа его экспортных товаров на рынок США. Статус наибольшего благоприятствования в торговле был предоставлен Китаю впервые в 1980 году и с тех пор ежегодно возобновлялся, принося Китаю миллиарды долларов прямых инвестиций и международной экономической помощи. После того как Советский Союз в i97Q-x годах содействовал приходу к власти просоветских режимов в и странах, Китай и США активно сотрудничали в оказании помощи вооруженному сопротивлению в Афганистане, выступавшему против нового промосковского коммунистического режима и I2O тысяч поддерживавших его советских войск. К 1989 году Политика реалистичного ...
507 вооруженное сопротивление заставило Советский Союз вывести свои войска, а коммунистический режим в Афганистане продержался у власти до 1992 года, т. е. до развала СССР. В 1980-х годах Китай предоставлял США возможность вести мониторинг советской военной деятельности со своей территории. В этом контексте стратегического сотрудничества против того, что Китай называл советским стремлением к гегемонии или господству, президент Картер и его преемники воздерживались от высказываний по поводу внутренней политической ситуации в Китае. Когда Вэй Цзиньшень и другие китайские правозащитники публично заявили в 1979 году о необходимости проведения «пятой модернизации» — введении политической демократии, результатом стал 19-летний тюремный срок Вэю и преследование всех, кто его поддерживал. Маленькое демократическое движение в Китае обнаружило, что в отличие от того внимания, которое США уделяли диссидентам, борющимся за права человека в СССР, китайских правозащитников фактически игнорировали, что продолжалось до событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Тем не менее в 198о-х годах позитивные изменения сначала в сельском хозяйстве, а затем и в промышленности привели к росту уровня жизни у части населения Китая. С началом поездок китайских студентов и официальных лиц в США и другие демократические страны зародилось слабенькое движение в поддержку культурной и политической либерализации. Частично это произошло благодаря решению властей уменьшить регламентацию жизни населения, окончанию фанатичных маоистских кампаний и возможности несколько разнообразить образ жизни, например, в том, что касается возможности выбора ежедневной одежды.
И все же сторонники твердой линии в КПК выступили против этой новой открытости западному культурному влиянию, являвшемуся, по их мнению, «духовным осквернением». Они осуждали стремление некоторых влиятельных руководителей ввести институциональные механизмы, ограничивающие произвол коммунистической партии, называя это «буржуазной либерализацией». Выборы в городские советы, даже не-
508 ГЛАВА i8
смотря на то что на них могли конкурировать друг с другом только кандидаты от КПК, были отменены после единственной попытки в 1980 году (в 20—зо% деревень они еще некоторое время проводились). Студенческие демонстрации в поддержку политической либерализации были разогнаны в 1983 и 1986 годах. Сторонники твердой линии в КПК убедили лидера страны Дэн Сяопина снять со всех постов ориентированного на реформы генерального секретаря КПК Ху Яобана. Его смерть в апреле 1989 года побудила студентов начать мирные демонстрации в поддержку демократии на площади Тяньань-мэнь. Позднее к ним присоединились и рабочие. Подобные демонстрации прошли в 23 городах Китая. Именно в это время руководство КПК покинуло столицу и начало готовиться к гражданской войне против демократических сил в случае, если они получат поддержку военных. Руководство КПК было даже готово отправиться в изгнание. Затем режим собрал военные силы и 4 июня 1989 года жестоко разогнал мирную демонстрацию студентов и рабочих на площади Тяньаньмэнь. Были убиты и ранены тысячи людей. Режим организовал общенациональный политический погром, уничтожив или заключив в тюрьмы более 40 тысяч человек. Китайское коммунистическое руководство испытало пусть недолгое, но очень сильное чувство страха быть отстраненным от власти, которое лишь увеличило его решимость никогда больше не подвергаться малейшему риску утратить политиче-скоий контроль над страной. Такой подход был во многом усилен тем, что как раз в это время польское движение «Солидарность» победило на выборах 4 июня 1989 года. Это были первые свободные выборы, разрешенные в коммунистической Европе. Они положили начало распаду коммунистических режимов в Центральной Европе и роспуску в декабре 1991 года Советского Союза. Бывший председатель Китая Цзян Цзэминь, бывший председатель Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн и практически все военные лидеры страны руководили репрессиями на площади Тяньаньмэнь и последовавшей за ними двойственной политикой экономической и военной Политика реалистичного...
509 модернизации и жестких политических репрессий и религиозно-этнических притеснений. Для сторонников твердой линии внутри КПК крушение коммунизма в Центральной Европе стало доказательством их правоты в убеждении, что институцио-нализация любого истинного политического плюрализма и прав граждан на свободу слова, собраний и организаций представляет неприемлемый риск для правления коммунистов. Коммунистическое руководство Китая пришло к выводу, что США, используя стратегию «мирной эволюции», способствовали уничтожению коммунизма в Восточной Европе и намерены сделать то же самое в Китае. Поэтому КПК вновь объявила США своим «главным врагом». Репрессии на площади Тяньаньмэнь и по всему Китаю заставили президента Джорджа Буша частично отказаться от экономической помощи, которую США предоставляли Китаю, и сотрудничества в военной сфере. Однако Китай сохранил возможность доступа на американский рынок и статус наибольшего благоприятствования в торговле. Более того, в период с 1989 no I993 год Китай получил субсидированные кредиты в 26 млрд. долларов от Всемирного банка. Эта политика «конструктивного сотрудничества» в отношении Китая была подвергнута резкой критике в 1992 году со стороны кандидата на пост президента США от демократической партии. Губернатор Клинтон заявлял, что политика Буша в отношении Китая закончилась «удручающим провалом», а администрация «потворствовала диктатуре», несмотря на то что коммунистическое руководство Китая препятствовало «осуществлению основополагающих прав китайского народа» и «осуществляло продажу современного оружия режимам в Сирии, Ираке, Иране и Ливии» (з). В мае 1993 года президент Клинтон подписал директиву, где были сформулированы условия, которые Китай должен выполнить в течение года для того, чтобы возобновить свой статус наибольшего благоприятствования в торговле и получить доступ на американский рынок в 1994
году. В директиве указывалось на то, что «Китай должен выполнять положения Всеобщей декларации ООН по правам человека», разрешить свобоГЛАВА i8 ду слова, собраний, организаций и вероисповедания и покончить с практикой «произвольных арестов, задержаний и высылки граждан». Китай проигнорировал условия, выдвинутые Клинтоном, проинформировал руководство КПК на местах, что США снова являются «главным врагом», и тихо начал работать с американскими корпорациями, получавшими огромные прибыли за счет дешевой китайской рабочей силы или стремившимися начать бизнес в Китае. Что в конце концов произошло? В мае 1994 года президент Клинтон отозвал все условия, выдвинутые им для возобновления такого статуса, заявив, что «прогресс в области прав человека в Китае гораздо более вероятен, если Китай не будет находиться под давлением необходимости ежегодного возобновления статуса наибольшего благоприятствования в торговле». В ходе обсуждения вопроса о предоставлении Китаю безусловного доступа на американский рынок в конгрессе и среди общественности политические лидеры обеих партий использовали аргументы экономических детерминистов. Клинтон неоднократно говорил, что предоставление Китаю льготного доступа на рынок США улучшит состояние китайской экономики, а это приведет к политической либерализации и, в конечном счете, к политической демократии. Клинтон также заявлял, что такой подход отвечает интересам национальной безопасности США. Президент Джордж Буш повторил это в 2001 году, заявив: «Торговля с Китаем должна быть свободной, время на нашей стороне» (4).
Провалы политики безоговорочного сотрудничества США: интересы национальной безопасности С точки зрения интересов национальной безопасности текущая политика США в отношении Китая, проводимая с 1994 года, провалилась. Китай занимает все более агрессивные позиПолитика реалистичного...
ции на международной арене. Он захватил ряд спорных островов, объявил суверенитет над международными водами Южно-Китайского моря, произвел запуск баллистических ракет среднего радиуса над Тайванем в 1995 и 1996 годах с целью помешать завершению процесса демократизации на острове. Как подчеркнул Герберт Лондон, действия Китая в отношении Тайваня снова подтвердили несостоятельность теории «мир через торговлю» (что, впрочем, убедительно доказали и две мировые войны XX века). Несмотря на все возрастающее число тайваньских бизнесменов, проживающих в Китае, и важность 7О-миллиардных прямых инвестиций Тайваня для экономики страны, Китай укрепляет свою военную мощь и продолжает угрожать острову с середины 199°-х годов. Все эти годы Китай использует большую часть огромного положительного сальдо торгового баланса в i,i триллиона долларов, полученного с начала 199о-х годов, на модернизацию своих вооруженных сил, делая особый упор на развитии средств борьбы с силами США в Тихом океане. По имеющимся оценкам, сейчас Китай располагает зоо ядерными боеголовками, 24 из которых способны достичь территории США. Китайские межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования имеют мощные боеголовки (s мегатонн) и предназначены для уничтожения целых городов. Как указывалось в докладе Кокса, для расширения своего стратегического и регионального арсенала помимо собственных разработок Китай активно использует шпионаж и кражу военных технологий в США. Несмотря на многочисленные обещания и заверения, коммунистический Китай, названный ЦРУ самым крупным распространителем ОМУ в мире, продолжал предоставлять эти опасные технологии и компоненты Северной Корее, Ирану, Ираку и другим государствам. Он также прямо и косвенно помогал таким негосударственным участникам этого процесса, как сеть Кхана. Надо в конце концов признать, что именно Китай несет ответственность за длительный конфликт между Пакистаном и Индией, который в настоящее время может обернуться ядерной войной. Именно Китай обеспечил Паки-
512 ГЛАВА i8
стан ракетными и ядерными технологиями и компонентами. Кроме того, Китай использует заработанные на торговле миллиарды долларов для закупок современных российских систем
вооружений. Это, в свою очередь, помогает России совершенствовать свои ядерные ракетные силы, насчитывающие в настоящее время четыре тысячи ядерных боеголовок, способных достичь территории США. Помимо предоставления денег и технологий для наращивания военной мощи Китая нынешняя политика США имеет еще два дополнительных негативных последствия для национальной безопасности страны. Во-первых, как отмечал известный политик и экономист Уильям Хоукинс, несмотря на то что торговля выгодна обеим странам, в торговле между американскими корпорациями и пекинским режимом поступления корпораций имеют форму частной прибыли, тогда как режим получает средства для наращивания своих военнопромышленных возможностей. Эта растущая мощь Китая представляет прямую угрозу американским национальным интересам. Цена предотвращения этой угрозы, не говоря уже о цене бездействия, по своим масштабам и значимости для нашей страны намного выше частной коммерческой выгоды (s).
Во-вторых, компании США и других демократических стран вместо оказания влияния на китайский режим для проведения позитивных изменений «стремятся защитить свои собственные интересы». Они лоббируют политику Вашингтона в целях дальнейшего «попустительства» режиму (6). В результате очень влиятельный и состоятельный сектор американского общества становится «союзником противника» (7). Это происходит потому, что современный бизнес демократических стран видит свою единственную задачу в максимальном увеличении прибыли и всячески стремится убедить правительства проводить политику, отвечающую этой цели. Задачей же правительств является выработка политики, направленной на обеспечение национальной безопасности своих стран. Политика реалистичного...
513 Китайская диктатура за десятилетия стала экспертом в том, как следует поощрять иностранные компании и бизнесменов, чтобы заставить их отстаивать цели Китая в своих странах. Режим готов угрожать коммерческим отношениям, если действия какой-то компании ему не нравятся. Угроза Пекина запретить импорт фильмов Диснея из-за того, что ему не понравился какой-то американский документальный фильм о политике в Тибете, является рядовым примером попыток диктатуры ввести цензуру за рубежом. Если говорить о более наглядных примерах, можно упомянуть сообщение в официальной «China News» во время инцидента с разведывательным самолетом в апреле 2ooi года. Газета сообщила, что перспективы европейского концерна «Аэробус» в борьбе за растущий китайский рынок «значительно лучше, чем у его главного соперника „Боинга", в свете нынешних напряженных отношений между Китаем и США». Китайские официальные лица неоднократно заявляли, что они не рассматривают политику и бизнес независимо друг от друга (8). Практика наказания и поощрения иностранных компаний объясняет, почему частные американские корпорации нарушали законы США и предоставляли Китаю информацию, которая существенно повысила надежность межконтинентальных баллистических ракет, нацеленных на американские города.
Провалы политики безоговорочного сотрудничества США: права человека и политический плюрализм Текущая политика США также потерпела провал в том, что касается заботы о правах человека и надежд на движение в сторону политического плюрализма. В1950 году Китай подписал Всеобщую декларацию прав человека ООН, которая гарантирует свободу мысли, выражений, вероисповедания, мирных собраний и организаций. В 199°-х годах Китай подписал еще две конвенции ООН по правам человека. Однако, как отме-
514 ГЛАВА i8
чает в своем докладе Государственный департамент США, с 1990-х годов политические, религиозные и этнические репрессии продолжаются. Более того, они усилились. В одном из серьезных исследований подчеркивается, что «послужной список китайского режима в вопросе прав человека» существенно ухудшился в 1998 году, так как политические репрессии и преследование по религиозным мотивам стали интенсивнее. «Исключительная нетерпимость правительства к инакомыслию, страх перед волнениями, ограниченное или неадекватное выполнение законов, защищающих базовые свободы» привели к грубым нарушениям
международно признанных норм в области прав человека на протяжении всего 20О2ГОДЗ (9).
Сообщается о том, что в трудовых лагерях содержатся 230 тысяч человек, которые даже не могут рассчитывать на пересмотр своих дел (го). Все заключенные могут подвергаться пыткам, условия их заключения невыносимы и продолжают ухудшаться. Многие и многие примеры страданий в китайских трудовых лагерях описаны в произведениях бывших заключенных, Гарри By и Вэй Цзиныненя. Сообщается также о начавшихся в 1999 году преследованиях против последователей «Фалуньгун», многие из которых были заключены в трудовые лагеря, тюрьмы или психиатрические клиники. Несколько сотен членов «Фалуньгун» умерли в тюрьмах от пыток и издевательств (п). Руководство организации также сообщило, что женщины подвергаются групповым изнасилованиям со стороны полицейских и тюремной охраны (12). Китайская диктатура официально сообщает о том, что в стране казнено больше граждан, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Китай заявил, что в 2002 году в стране было казнено более четырех тысяч человек, хотя неофициальные источники приводят цифру в го—12 тысяч человек (гз). Режим также организовал отвратительную, исключительно прибыльную и коррумпированную международную и внутреннюю торговлю органами казненных граждан (14). Вопреки многочисленным заявлениям американских президентов и политиков обеих партий о том, что расширение Политика реалистичного...
515 свободной торговли обязательно приведет к расширению свобод в Китае, в политической сфере этого не наблюдается. Несмотря на все экономические перемены и 4оо-процентный рост экономики с 1979 года, коммунистический режим нисколько не продвинулся в сторону политического плюрализма или большего уважения личных и политических свобод, гражданских и религиозных прав. Несмотря на это, некоторые деловые ассоциации в США, выступающие за свободную торговлю, делают заявления, совершенно не соответствующие действительности. Одна из таких ассоциаций утверждает, что торговля США с Китаем и инвестиции в эту страну «ведут к расширению личных и политических свобод» (is). В действительности китайский режим и деловой сектор страны, как местный, так и принадлежащий иностранным владельцам, экономически заинтересованы в сохранении диктатуры, поскольку она препятствует появлению независимых профсоюзов или других форм объединения рабочих, тем самым облегчая поддержание заработной платы на низком уровне. Так как большинство инвесторов и многие китайские государственные и частные предприятия зарабатывают свои огромные прибыли на экспорте товаров в США и другие индустриальные демократии, то чем ниже заработная плата в Китаец-тем выше прибыль бизнеса. И режима. Это прямо противоположно ожидаемым результатам либерализации, которая якобы неизбежно приведет к политическому плюрализму, а затем и к политической демократии. Среди других аргументов либеральных последствий свободной торговли с Китаем часто используется утверждение, что она «ослабит жестокий режим, позволит создать средний класс... даст возможность идеям из-за рубежа проникнуть в народные массы» (i6). Лоуренс Каплан отмечает, что этого в Китае не происходит, так как в стране «нет эффективной системы прав собственности». Это означает, что коммунистическое государство может контролировать любой бизнес и всем необходимы хорошие отношения с государственными и партийными чиновниками. Следует отметить тот факт, что большинство китайских бизнесменов являются выходцами из ныГЛАВА i8 нешней или бывшей государственной или партийной элиты. Небольшой средний класс зависим от государственных или политических связей, восприимчив к националистической и другой пропаганде, осуществляемой режимом через подконтрольные ему средства массовой информации. Интернет находится под жестким государственным контролем. Порталы, финансируемые компаниями «Интел» и «Голдман Сакс», напоминают пользователям о необходимости «избегать тем, которые могут нанести ущерб репутации государства», и предупреждают, что в противном случае они «будут обязаны проинформировать Бюро общественной безопасности» (17). Несмотря на то что экономическая модернизация иногда ведет к политическому плюрализму и демократии, «далеко не каждая капиталистическая экономика создает демократическое правительство. Это исторический факт. Сто лет назад в Германии и Японии, тридцать лет назад в Аргентине и Бразилии и сегодня в Сингапуре и Малайзии капиталистическое развитие скорее укрепляло, нежели подрывало авторитарные режимы. Все эти модели все больше напоминают
современный Китай» (i8). Каплан отмечает, что процесс экономической модернизации был задуман для того, чтобы препятствовать появлению политических свобод. Мы видим это по методам запугивания, которые использует режим, по его действиям, направленным на то, чтобы сохранить прямой контроль государства «над командными высотами китайской экономики», прежде всего над всеми ключевыми отраслями (19).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Политика реалистичного, но отнюдь не безусловного сотрудничества» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»