Сеть союзов и взаимоотношений в сфере безопасности, созданная после Второй мировой войны мудрыми американски-
464 ГЛАВА i6
ми политиками, продержалась долгие годы. Она стояла стеной перед периодически возникающими региональными конфликтами, не позволяя им превратиться в полномасштабную мировую войну. Указанные союзы и договоренности защищали от агрессии, служили элементами региональной стабильности, обеспечивали безопасность, позволили совершить скачок в экономическом и демократическом развитии, что привело к серьезным изменениям на земном шаре, в частности в Европе, Азии и особенно в Латинской Америке. Некоторые полагают, что с окончанием «холодной войны» эти союзы больше не нужны. Нельзя так заблуждаться. Новые угрозы со стороны международного исламского терроризма, Китая и китайско-российского и других региональных альянсов требуют как раз обратного. США должны укрепить, вдохнуть новые силы и модернизировать существующие союзы и отношения в политической, военной и экономической сферах. Кроме того, США должны стремиться к созданию нового оборонительного союза с Индией, демократией с населением в i,i млрд. человек, которая подвергалась нападению со стороны Китая в прошлом и к которой Китай постоянно предъявляет территориальные претензии. После присоединения Польши, Венгрии и Чехии в 1999 году и позднее Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии и Словении НАТО насчитывает 26 стран-членов с общим населением 645 млн. человек, суммарным ВВП более i8 триллионов долларов и вооруженными силами, насчитывающими почти 4,2 млн. военнослужащих. Эта оборонительная организация хорошо служила интересам всех своих членов со дня основания в 1949 году. Грядущей задачей США и других стран НАТО является укрепление политической и военной сплоченности союза, даже если правительства расходятся во мнениях по ряду таких важных вопросов, как противоракетная оборона или смещение режима Саддама Хусейна в Ираке. История союза свидетельствует о том, что демократические правительства могут расходиться во взглядах на серьезные вопросы внешней политики, поддерживая при этом свое единство по ключевым проблемам. Например, отноРазумная и инициативная стратегия США
сительно необходимости применять военную силу для обуздания и разгрома потенциальных агрессоров, поддержания и восстановления мира, как это было в бывшей Югославии. Администрация Джорджа Буша в ходе своего первого срока временами демонстрировала понимание необходимости улучшения уровня политических консультаций и диалога с членами НАТО. Государственный секретарь Колин Пауэлл, министр обороны Дональд Рамсфельд и другие высокопоставленные сотрудники администрации участвовали во встречах НАТО и встречались с руководителями стран—членов организации для обсуждения широкого круга вопросов. Самым важным из них были планы США по противоракетной обороне. В середине июня 2ooi года президент Буш посетил ряд стран Европы, встретился со всеми европейскими руководителями НАТО и Европейского союза, а также с президентом Путиным. НАТО придерживался единой позиции во время бомбардировок Сербии в 1999 году. В то время европейские члены союза -согласились с необходимостью применения силы, несмотря на отсутствие решения Совета Безопасности ООН, принятию которого препятствовали Китай и
Россия, применившие право вето. Европейские страны пришли к выводу о необходимости укрепления своих вооруженных сил, для того чтобы стать равными партнерами с США. И все же к 2001 году они не смогли выполнить поставленных военных целей. Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон сказал тогда: «Если наступит кризис, европейские страны не смогут преодолеть его» (2). Европейские члены НАТО тратят на оборону только 6о% того, что расходуют США. С 1999 года лишь и стран увеличили расходы на оборону (з). Для укрепления НАТО необходимо, чтобы и европейские страны, и США финансировали вооруженные силы в том объеме, который они совместно сочтут необходимым для защиты мира. Одновременно с укреплением НАТО могут и должны быть предприняты усилия для того, чтобы теснее связать Россию с демократиями в Европе. Глядя в будущее, президент Буш, выступая в Варшаве после своей первой встречи со всеми руководителями НАТО, заявил: «США верят, что членами
466 ГЛАВА i6
НАТО могут стать все европейские демократии, которые к этому стремятся и готовы нести ответственность, связанную с таким членством. Вопрос „когда" может обсуждаться... вопрос „так ли это" обсуждению не подлежит» (4). Одновременно Буш сказал: «Европа, которую мы строим, также должна быть открыта для России... Мы надеемся, что придет день, когда Россия будет полностью реформирована, станет демократической и тесно связанной с великими институтами Европы — НАТО и Европейским союзом» (s). Важный шаг в этом направлении был сделан в мае 2002 года, когда НАТО дал согласие на участие России в его дискуссиях, хотя и без права вето. Вполне вероятно, что эти новые возможности подвигли Путина (при молчаливом согласии Китая) попытаться убедить Францию, Германию и Бельгию выступить против усилий других стран во главе с США по устранению режима Саддама Хусейна в 2003 году. Хочется надеяться, что создание Совета Россия—НАТО приведет все же к каким-либо конструктивным результатам. Есть насущная необходимость укрепить союзы и связи США в сфере безопасности в Азии. В годы Клинтона Китай стоял на первом месте среди приоритетов американской внешней политики в Азии. Это привело к тому, что Пекин в 1998 году прямо заявил президенту Клинтону, что он не должен посещать Японию или какую-либо другую страну Азии до или после его официального визита в Китай. США согласились с этим, что не могло не иметь негативных последствий для отношений с Японией, главным союзником США в сфере обороны в Азии. США заключили оборонные союзы с Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Австралией, Таиландом, а также соглашение о визитах и обслуживании военно-морских кораблей с Сингапуром. США прежде всего необходимо повысить уровень политических консультаций, диалога и поддержки указанных стран. Примером таких действий может стать приглашение премьер-министра Японии Коидзуми посетить США ЗО июня 2OOI года для консультаций, направленное президентом Бушем после долгих лет забвения со стороны администрации Клинтона. Это было сделано задолго до визита президенРазумная и инициативная стратегия США
4б7 та Буша в Китай, состоявшегося в октябре 2ooi года. Кризисы, связанные с событиями в Ираке и Северной Корее в 2002 и 2ооз годах, привели к частым и конструктивным консультациям и активизации сотрудничества между США и Японией. Военную составляющую союзов в сфере безопасности в Азии также необходимо укреплять. В свете растущей военной мощи Китая следует чаще проводить военные оборонительные учения с отработкой приближенных к реальности ситуаций и упором на электронную и информационную составляющие. В марте 2ооо года командующий силами США на Тихом океане адмирал Деннис Блэр, выступая на слушаниях в конгрессе США, заявил, что командование весьма уязвимо и не обладает средствами для обеспечения должного уровня контроля коммуникаций, компьютерных систем и разведки. Штаб командования на Гавайях находится в обычном гражданском здании на расстоянии выстрела от главного городского проспекта и может быть разрушен в результате бомбардировки, попадания ракеты или террористического нападения. Эти и другие проблемы должны быть немедленно решены. Австралия, которая выполняет важные функции электронной поддержки во всем Тихоокеанском регионе, построила новое здание, в котором разместились службы командования, коммуникаций и
разведки. Однако это также обычное строение, которое может быть легко уничтожено. Таковы лишь некоторые примеры оперативной военной уязвимости, которые выглядят как искушение для сторонников твердой линии в Пекине. Они вполне могут решить, что их тактика «победы одним ударом» с использованием методики «асимметричной войны» способна принести желаемые результаты. Настало время серьезно отнестись к созданию полновесных оборонительных и наступательных сил, которые будут адекватны настоящим и будущим военным возможностям Китая, укрепляемым за счет поставок из России. В укреплении военных связей в Азии есть и экономическая составляющая. Благосостояние всех союзных и дружественных США стран существенно зависит от их экспорта в США. С 1980 года Китай имеет такой же свободный доступ на
468 ГЛАВА i6
американский рынок, как и другие страны Азии, однако при этом он ограничивает доступ американских товаров на свой рынок. Кроме того, диктатура удерживает заработную плату своих рабочих на значительно более низком уровне, чем в других странах Азии, где плюрализм и демократия привели к ее росту (6). В 1994 году Китай в одностороннем порядке девальвировал свою валюту, что сделало экспорт из страны на порядок дешевле, чем из дружественных стран. В результате сальдо торгового баланса Китая в его торговле с США в 2004 году достигнет !зо млрд. долларов. Значительная часть роста китайского экспорта происходит за счет замещения экспорта из дружественных стран Азии. Это уже привело к серьезному экономическому кризису в 1997—2ооо годах и потребовало помощи со стороны МВФ в размере более юо млрд. долларов для поддержки экономики этих стран. По мнению одного влиятельного аналитика, «за i99o-e годы неограниченный доступ Китая на американский рынок не только вытеснил товары из других стран Азии. Мировые инвесторы переместили свои капиталы в КНР, где более высокая норма прибыли непосредственно связана с возможностью экспорта товаров в США. Последствия этого ощущались от Южной Кореи до Индии и особенно остро в странах Юго-Восточной Азии и Индонезии» (у). Настало время переключить торговые возможности в Азии с Китая на американских союзников и партнеров. Сделав это, Америка защитит свои национальные, оборонные и торговые интересы. Как пишет аналитик Уильям Хоукинс, «торговля лучше всего укрепляет взаимоотношения, основанные на общих интересах и ценностях. Когда речь идет о торговле и дипломатии, США всегда должны предпочитать друзей, а не соперников» (8). Хоукинс также отметил, что такое смещение в предоставлении торговых возможностей отвечает интересам американских экспортеров, так как страны Тихоокеанского бассейна импортируют в 12 раз больше американских товаров, чем Китай (д). Более того, как тольгахэти союзнические государства получат преференции в торговле, «капитал потечет в их экономики, исправляя опасные тенденции 1990-х», что позволит населению этих Разумная и инициативная стратегия США
469 стран жить лучше, поддержит политическую стабильность и в целом укрепит общие союзнические связи с США (ю). Первым союзом, созданным США после Второй мировой войны, стал Договор Рио, объединивший США и страны Латинской Америки в коалицию коллективной безопасности в 1947 году. Договор действует и поныне. С 1980 года этот союз был еще более унрочен демократическими тенденциями в 34 странах Латинской Америки, а также инициативами в сфере торговых отношений, которые закрепили политические связи. Примером является североамериканская зона свободной торговли, с 1994 года объединяющая США, Канаду и Мексику. Планируется расширение этой зоны на саммите в апреле 2ooi года. Президент Буш заявил, что эта зона должна быть открыта для всех стран континента с демократической формой правления. Это новая важная увязка возможностей свободной торговли с США всех латиноамериканских стран при условии, что они поддерживают принципы политической демократии в своих странах. Угроза союзам Западного полушария исходит от коммунистической диктатуры на Кубе, которая с 1999 года установила политические и военные связи с Китаем и восстановила свои контакты с Россией в ходе визита Путина в страну в декабре 2ооо года. Режим Кастро очень близок с
коммунистическими повстанцами в Колумбии, радикальным режимом полковника Уго Чавеса в Венесуэле, другими радикальными вооруженными и невооруженными группами в странах Западного полушария, Для США весьма важно вместе с демократическими странами Латинской Америки участвовать в превентивных действиях по недопущению политической дестабилизации, к которой стремятся Кастро и Чавес при поддержке китайских военных поставок и инвестиций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Союзы и отношения в сфере безопасности» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»