Новая китайско-российская стратегическая ось делает мир более опасным. Впервые за 40 лет США противостоят две крупнейшие державы, обладающие ядерным оружием и координирую-
450 ГЛАВА is
щие свои действия на международной арене. Они открыто или тайно обеспечили себя военными гарантиями на случай конфликта с США или другой страной. Новое стратегическое сотрудничество Китая и России привело к появлению ряда рисков. С 1996 года Россия все больше разделяет оценки и взгляды коммунистического Китая по вопросам внешней политики и отношениям с США. В частности, тезис о том, что США стремятся господствовать в мире. В июле 2ооо года Путин говорил об «экономическом и силовом господстве США». Следовательно, США нужно противодействовать, сдерживать или противостоять путем создания «многополярной» международной системы, о которой говорят Китай и Россия. В 2002 году, после эры сотрудничества, начавшейся событиями и сентября, министерство иностранных дел России заявило, что главная задача российской внешней политики—не позволить США действовать в мире по собственному усмотрению. Китай акцентирует внимание на том, что по Договору с Россией, если одна из сторон «становится жертвой военной агрессии», другая сторона должна, при получении просьбы от первой стороны, «оказать политическую, экономическую и военную помощь и участвовать в совместном отражении агрессии». Многие думают, что это относится к Тайваню. Однако это относится и к другим территориальным претензиям Китая, в том числе и тем, которые основаны на весьма сомнительных исторических источниках. Хорошей иллюстрацией стали события, происшедшие после столкновения китайского и американского самолетов. Китай считает практически все Южно-Китайское море и находящиеся в нем острова своей суверенной территорией. Если США будут угрожать Китаю или окажут ему какое-то противодействие (политическое, экономическое или военное) в целях защиты прав своих и союзнических самолетов или морских судов на передвижение в международном воздушном и морском пространстве или помогут другим странам, защищая их от угроз со стороны Китая (который имеет территориальные споры си соседними странами, включая Японию и Индию), Китай может определить эти действия как «шантаж» или нарушение своего «суверенитета». Другая ось ...
451 КНР официально заявила в 2ooi году, что создание американской системы противоракетной обороны в Азии будет «посягательством на суверенитет Китая». В любой ситуации, которую Китай определит как нарушение суверенитета, он постарается обеспечить военное участие России. Это может представлять серьезную опасность для США, что засвидетельствовали военные учения в феврале 2OOI года в России, когда отрабатывался ядерный удар по подразделениям США, отражающим военное нападение Китая на Тайвань (i). Эти учения вызвали серьезное беспокойство. В косвенной форме они стали подтверждением заявления Цзян Цзэминя, что Путин на саммите в июле 2ооо года дал согласие на использование вооруженных сил России против сил США в Азии в случае конфликта по поводу принуждения Тайваня к объединению. Твердолобые в Китае верят, что США не пойдут на риск конфликта с Китаем и Россией по поводу Тайваня. Такое видение ситуации и, что еще хуже, реальная военная поддержка России могут подтолкнуть Китай к угрозам применения силы или ее действительному применению. Китайцы верят, что в случае кризиса, несмотря на все свои заявления, США отступятся. Именно так начинались неожиданные, непреднамеренные войны. Третьим негативным последствием создания оси двух стран стали все возрастающие российские военные поставки и другие формы поддержки китайских современных вооружений. Прежде всего тех, что нацелены на уязвимые места и воздушные, морские и электронные объекты США в Тихом океане. Например, российские антикорабельные ракеты, стоящие на вооружении двух переданных Китаю эсминцев (еще 4 будут поставлены позже), летящие над морем со скоростью, в два раза превышающей скорость звука, могут нести ядерные боеголовки. Они были специально разработаны для борьбы с авианосцами США. В 1990-х годах Россия продала Китаю современные системы вооружения (истребители, подводные лодки, эсминцы, противоракетные системы) на сумму д— 2о млрд. долларов. До 2004 года предполагалось продать вооружений еще на 2о млрд. Доход от этих сделок также помог
452 ГЛАВА is
России модернизировать свои ядерные силы, состоящие из по* чти 4 тысяч ядерных боеголовок,
установленных на тысяче межконтинентальных баллистических ракет. Четвертым негативным последствием является совместная и параллельная работа Китая и России против создания США национальной или азиатской систем противоракетной обороны. Их сопротивление не помешало администрации Буша принять мудрое решение разработать и поставить на дежурство ограниченную национальную систему, прикрывающую континентальную часть территории США, и вместе с союзниками продолжить разработку региональных систем противоракетной обороны в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако, пока эти вопросы продолжают обсуждаться в Вашингтоне, Китай и Россия пытаются убедить другие страны, например Индию или союзников США, не одобряющих эту идею, создать единый фронт борьбы против разработки таких оборонительных систем. В то же время Россия продала Китаю самую современную систему оружия С-зоо, предназначенную для того, чтобы сбивать ракеты «Першинг» среднего радиуса действия, самолеты и крылатые ракеты. Россия также продала Китаю похожую систему TOP-Mi в таких количествах, что теперь Китай фактически имеет собственную противоракетную и противовоздушную систему, прикрывающую побережье. Данная противовоздушная и противоракетная система предназначена для борьбы с объектами, летящими на средних высотах (2). Пятое. Россия и Китай предоставили компоненты ОМУ и технологии его производства ряду диктатур, в том числе Северной Корее, Ирану и Ливии, известным своим враждебным отношением к США и их союзникам. Россия и Китай также наладили поставки вооружений на Кубу и прокастровскому режиму Чавеса в Венесуэле. Риск региональных конфликтов становится выше, поскольку эти режимы укрепляются в военном плане и чувствуют поддержку Китая и России. Однако'еще более серьезную опасность для США представляют попытки политических и тайных действий Китая и России, направленных на снижение международной роли ВаДругая ось.
453 шингтона. Например, рассмотрим отклонение предложения США о введении «разумных санкций» против Ирака в 2ooi году. Сначала Китай получил экономические уступки от США в обмен на отказ от использования своего права вето при обсуждении этого вопроса в Совете Безопасности ООН. А затем свое право вето использовала Россия. Возможное российско-китайское политическое сотрудничество может включать действия, направленные на принуждение Тайваня принять условия Китая по объединению, на продолжение северокорейской частичной или псевдонормализации для затягивания вопроса о развертывании американской системы противоракетной обороны и поощрения Южной Кореи к отходу от союза с США. Оно также может предусматривать предоставление выгодных экономических возможностей в Китае для японского бизнеса, переживающего финансовые трудности, вкупе с обещанием территориальных уступок России по Курильским островам при условии, что Япония выйдет из'Договора безопасности с США. В мае 2OOI года официальные лица России и Китая заявили, что обе страны будут координировать свою политику в отношении Колумбии и Кубы. Россия и Китай поддерживают политические и военные отношения с Кубой, имеют на острове средства электронного слежения, направленные на США. Координируя политику, они смогут оказывать еще большую помощь Кастро в его совместной с режимом Чавеса работе по поддержке антиамериканских радикальных групп, стремящихся к захвату власти в Колумбии и других политически нестабильных странах Латинской Америки. Быть может, Цзян Цзэминь и Путин предполагают таким способом заставить США больше заниматься делами около своих границ, меньше уделяя внимания Евразии. Результатом такой политической координации стало участие Китая в работе Организации американских государств в качестве наблюдателя. Подобная политика во многом способствовала росту количества левых режимов по всей Латинской Америке. Помимо вызовов, исходящих непосредственно от китайско-российской оси, другим источником рисков является по-
454 ГЛАВА is
литика самого Китая, официально заявившего, что ни одна страна Азии, включая Японию, не должна иметь договоренностей с США в сфере безопасности. Китай намерен господствовать в Азии. Председатель Цзян Цзэминь резюмировал такой подход очень емко: «Запугивай силой,
соблазняй деньгами». Не меньшую озабоченность вызывает возрождение диктатуры в России при президенте Путине или его преемнике, будь он националистом или коммунистом. Наш анализ деятельности президента Путина включает его работу в советской внешней разведке (КГБ) и его шаги в качестве президента с i января 2ооо года. Путин является интеллигентным, Дисциплинированным и системным лидером, намеренным обеспечить превращение России в «сильное государство» при «диктатуре закона», закрепить за ней ведущую роль в мире. Путин заявил о своей поддержке политической демократии и движения в сторону рыночной экономики. Текущие события свидетельствуют о сползании России на более автократический путь, однако по мере продвижения страны в этом направлении Путин будет поддерживать «потемкинскую демократию» для обмана ведущих демократических стран с целью получения от них необходимой экономической поддержки. Сближение России и Китая укрепляет авторитарные тенденции в России, увеличивая риск, что она станет более агрессивной на международной арене. По мере развития взаимоотношений между правительствами двух стран возобновились связи между КПК и КПРФ, активизировались контакты на парламентском уровне. Эти многосторонние связи, координируемые КПК, дают Китаю многообразные возможности взращивать новых союзников в России и раздувать подозрительность в отношении США и демократической системы в целом. Это особенно касается все возрастающих взаимовыгодных связей с российскими военными и военно-промышленным комплексом. Несмотря на проводимую двухуровневую стратегию, очевидно, что китайско-российская ось ведет к отдалению России от США, возникновению споров и конфликтов между двумя странами. Президент Путин стремится вбить клин между США Другая ось.
455 и его европейскими союзниками по НАТО по ключевым вопросам. Он создал новые альянсы и установил новые отношения с региональными державами, например с Ираном. Он расширил или возобновил связи практически со всеми бывшими просоветскими диктатурами, которые стремятся развивать военные и политические отношения с Китаем. При этом все они враждебны к США и их союзникам. Все это проливает дополнительный свет на текущую геополитическую стратегию Китая, которая совмещает деловые, дипломатические, политические, пропагандистские и тайные операции с избирательной тактикой военного запугивания, для того чтобы добиться господства в Азии, Евразии, а затем и во всем мире, не ввязываясь в крупную войну. Это соответствует совету древнего китайского мыслителя и стратега Сун Цзы, который говорил: «Высшая доблесть не в том, чтобы победить врага на полях сражений... а в том, чтобы сломить его сопротивление без боя». В то же время какой-либо просчет или просто нетерпение сторонников жесткой линии в Китае может привести к военному конфликту из-за Тайваня, Южно-Китайского моря, Японии, Индии или других объектов китайских амбиций. В такой конфликт могут быть вовлечены США, что окажется исключительно деструктивно для всех, независимо от того, прибегнет Китай к ядерным ударам или нет.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Более опасный мир» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»