Взаимоотношения Китая и Японии осложнены тяжелым прошлым и японской агрессией^ В 1895 году императорская Япония нанесла поражение императорскому Китаю. В результате династия Цин уступила Японии Тайвань и прилегающие острова. В 1931 году милитаристская Япония вторглась в Маньчжурию, а затем в 1937 году—в Китай. В ходе оккупации, продолжавшейся до 1945 года, японские вооруженные силы совершили многочисленные злодеяния против китайского народа. Несмотря на то что уже более полувека Япония является демократическим и мирным государством, китайский режим относится к ней с большим недоверием (28). Демократическая Япония стремится развивать с Китаем отношения сотрудничества. Она признала коммунистическое правительство в 1972 году, сразу после нормализации отношений между США и Китаем. За прошедший период Япония стала крупнейшим источником экономической помощи Китаю, предоставляя гранты и кредиты под низкие проценты на осуществление различных проектов. Общая сумма вклада Японии в экономическое развитие Китая за 1979—1996 годы составила 23 миллиарда долларов (29). Как и во взаимоотношениях с США, поддерживая контакты с Японией, Китай преследует две цели. Во-первых, «получение капитала и технологий, необходимых для модернизации экономики и обороны» (зо), и, во-вторых, Китай стремится убедить Японию не противостоять ему на международной арене. До 1990 года Китай соглашался с президентом Никсоном, утверждавшим, что взаимоотношения США и Японии в сфере безопасности следует считать стабилизирующим фактором в Азии: они служат интересам как Китая, так и США, являясь гарантией безъядерного и мирного статуса Японии. В 1990 году подход Китая, назвавшего США своим главным врагом, изменился. Когда США и Япония стали изучать возможность создания региональной системы противоракетМеждународная политика Китая
269 ной обороны, Китай заявил, что такая система «будет направлена против Китая» и поэтому станет частью «политики сдерживания» (31). После Тайваньского ракетного кризиса в марте 1996 года США и Япония решили укрепить взаимное сотрудничество в сфере безопасности. Китайские средства массовой информации назвали это «опасным сигналом», говорящим о намерениях США и Японии «установить совместное господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (32). Япония, со своей стороны, была озабочена обширной программой ядерных испытаний в Китае в 1992— 1996 годах, наращиванием стратегических и тактических ядерных сил. В 1996 и 1999—2ooi годах угрозы Китая применить силу против Тайваня и США, если они попытаются помочь Тайваню, напрямую затрагивали Японию, так как на ее территории находятся по меньшей мере ю крупных военно-воздушных и военно-морских баз США. Поэтому угрозы нападения на силы США в Азии с использованием ядерного оружия означали и возможность нанесения ударов по Японии. Япония также весьма озабочена попытками Китая установить контроль над Южно-Китайским морем. В настоящее время Китай имеет две территориальные претензии к Японии. Первая касается небольших островов и рифов общей площадью три квадратных километра, называемых островами Синкаку в Японии и Дяо Дао — в Китае. Эти острова расположены в 12о морских милях на
северо-восток от Тайваня, в аоо милях—от восточной части материкового Китая и в 2оо 'Милях на запад от японской провинции Окинава. Они отошли к Японии по Симоносекскому договору 1895 года вместе с Тайванем и прилегающими к нему островами. Коммунистический Китай считает этот договор недействительным, как и все договоры, подписанные династией Цин в XIX веке, и требует от Японии возврата «украденных» островов. В 1951 году Япония и США подписали мирный договор, в соответствии с которым Япония отказалась от претензий на Тайвань и многие другие острова, однако сохранила контроль над островами Синкаку, находившимися в то время под оккупацией США. Коммунистическое правительство Китая заяви-
270 ГЛАВА ю
ло протест против подписания этого договора и до сих пор считает его «незаконным», так как он не учитывает интересов Китая. В 1951 году Китай протестовал против сохранения островов Синкаку за Японией, а с 1958 года требует их возврата. В 1971 году США вернули Японии контроль над Окинавой и островами Синкаку. По мнению правительства Китая, Япония абсолютно незаконно включила эти острова в периметр противовоздушной обороны (зз)- 30 декабря 1971 года Китай заявил, что острова Синкаку являются частью Тайваня и, как и сам остров, «с древних времен составляют неотъемлемую часть территории Китая». После нормализации отношений в 1972 году Китай и Япония решили отложить этот вопрос для обсуждения в будущем. Однако в zooo году Китай заявил, что «Япония неоднократно нарушала свои обещания и в последние годы провоцирует многочисленные инциденты, пытаясь захватить эти острова» (34)Второй территориальный спор касается прав Китая и Японии на потенциально богатый нефтью шельф Восточно-Китайского моря. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву как Китай, так и Япония имеют право на континентальный шельф Восточно-Китайского моря (35). Япония заявила о готовности провести переговоры о долевом участии в бурении нефтяных скважин, однако Китай этого не хочет. Как и в других территориальных спорах, Китай стремится сначала добиться своего экономического присутствия на спорных территориях, а затем добавить к нему военное присутствие. В1995 году Китай начал направлять в район островов Синкаку (Дяо Дао) буровые суда. Накануне японско-китайской встречи на высшем уровне в августе 2ооо года резко усилилось китайское проникновение в исключительную экономическую зону Японии. Это началось в 1999 году, когда было отмечено зо случаев пребывания «исследовательских судов» Китая в двухсотмильной экономической зоне Японии без необходимого разрешения. Только в августе 2ооо года было зафиксировано т/ таких случаев. По данным Японии, китайцы занимались картографией морского дна, что имеет как экономическое, так и военное применение (зб). Кроме того, в мае Международная политика Китая
271 аооо года китайские военно-морские, а не исследовательские корабли окружили остров, находящийся прямо у берегов Японии в ее двенадцатимильной зоне, явно собирая разведывательную информацию (37)- Это произошло снова в июле 2ооо года. Очевидно, собирались точные данные о размещении военно-воздушных и военно-морских сил США и Японии, необходимые для нацеливания баллистических ракет. Япония направила Китаю официальный протест по поводу этой деятельности. За несколько дней до саммита 2ооо года правящая партия Японии заявила, что очередной плановый кредит в размере i6i миллиона долларов Китаю предоставлен не будет из-за нарушения границ. По этому поводу Китай выступил с критикой Японии, назвав такую увязку «неуместной» (38). Несколько членов японского парламента, озабоченные ростом военной мощи Китая, потребовали публикации полного китайского военного бюджета как условия получения новых низкопроцентных кредитов от Японии (39)- Японские политики обратились к своему правительству с требованием использовать военно-морской флот страны для защиты ее территориальных вод (4о). На саммите министр иностранных дел Японии Коно поднял этот вопрос, отметив, что «в стране растет чувство недоверия к Китаю» (41). В результате стороны договорились заранее информировать друг друга о движении судов в спорных зонах, а также начать переговоры по морским границам. Япония назвала эти договоренности «шагом вперед». Позиция Китая отражала
существовавшее на тот момент убеждение, что серьезных расхождений с Японией следует избегать. Тем не менее в действиях Китая видна тенденция, доказывающая его готовность продолжать навязывать свою точку зрения в территориальных спорах даже такому экономически важному для него партнеру, как Япония. В 1950 годах Китай высказал серию территориальных претензий к Индии. Уже тогда Китай заявлял о своей приверженности пяти принципам мирного сосуществования, продолжает он это делать и сейчас. Один из этих принципов гласит, что все территориальные споры должны разрешаться
272 ГЛАВА ю
мирными средствами. В 1962 году Китай без предупреждения напал на Индию, захватив значительную часть ее территории, которую продолжает удерживать по сей день. В настоящее время Индия заявляет, что Китай оккупирует 16 тысяч квадратных миль ее территории в Кашмире, а также претендует на часть территории восточного штата Аруначал-Прадеш. В 1998 году министр обороны Индии Джордж Фернандес дал оценку политики Китая. Он сказал, что даже в сравнении с Пакистаном Китай представляет самую большую угрозу для Индии. По его словам, Пекин «разместил в Тибете прямо на границе с Индией ракеты, оснащенные ядерным оружием» (42). Фернандес отметил, что Китай расширяет свои взлетно-посадочные полосы в Тибете и ударными темпами строит порты и портовые сооружения на Бирманских островах. Он подчеркнул, что «китайские официальные лица утверждают, что Индийский океан вовсе не индийский. Без сомнения, быстро растущий военно-морской флот Китая вскоре станет крупнейшим в Азии и появится в Индийском океане». Кроме того, по словам Фернандеса, Китай ведет подготовку бирманской армии и создал крупный узел электронной разведки на бирманском острове Коко вблизи побережья Индии. Министр обороны Индии подчеркнул, что «этот остров является бирманской территорией, которую Китай фактически захватил. Помимо размещения средств электронного слежения, Китай стремится превратить остров в крупнейшую военноморскую базу, которая будет представлять серьезную угрозу для Индии» (43)В1998 году Фернандес отметил, что вследствие растущего ощущения угрозы со стороны Китая, усиленного размещением боевых самолетов, ядерного оружия и ракет на границе и активной военно-морской деятельностью в Бирме, Индия «пришла к выводу о необходимости пересмотра своей оборонной политики» и приняла решение о целесообразности создания собственного ядерного оружия (44) • Политика, в течение нескольких десятилетий проводимая Китаем в отношении Индии, в сочетании с передачей Пакистану ядерных и ракетных технологий рассматривается руководством Индии как реальная угроза, что и послужило основанием для создания ядерного оружия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Территориальные споры Китая с Японией и Индией» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»