Новый подход конгресса США к взаимоотношениям с Китаем
Политика США в отношении Китая должна быть направлена на достижение свободы, прав человека, верховенства закона, религиозных и политических свобод, свободной торговли и рыночной экономики. Политический комитет палаты представителей конгресса США. «Американо-китайские отношения: политика во имя свободы», 1997 Китай представляетугрозу для США как активныйучастник распространения баллистических ракет, оружия массового уничтожения и соответствующих технологий. Отчет комиссии Рамсфельда, 1998 Китай уже длительное время является главным участником распространения оружия массового уничтожения и соответствующих технологий... Более того, лидеры Китая не выполняют данные США обещания. Под прикрытием государственного суверенитета они противодействуют любым попыткам США создать механизмы проверки выполнения Китаем двусторонних и международных соглашений. Доктор Гордон Охлер, бывший директор Центра ЦРУ по нераспространению ядерных вооружений, 1998
В ноябре 1994 года в результате выборов в конгресс впервые за сорок четыре года республиканцы получили большинство в палате представителей и возможность контролировать деятельность конгресса. Драматические события в американо-китайских отношениях, особенно применение баллистических ракет в районе Тайваня и использование авианосцев для предотвращения реальной угрозы Тайваню в марте 1996 года, заставили республиканское руководство в палате представителей задуматься о целенаправленных коммерческих приоритетах политики, проводимой администрацией Клинтона в отношении Китая. Кристофер Кокс, председатель республиканского политического комитета палаты представителей, пользуясь поддержкой руководства палаты, предпринял ряд необычных шагов и предложил для рассмотрения резолюцию, резюмирующую серьезную озабоченность текущей политикой США в отношении Китая. Резолюция призывала различные комитеты конгресса принять в рамках своей юрисдикции законы, которые могли бы обеспечить всеобъемлющую и конструктивную основу политики США в этом регионе. 7 июня 1996 года эта резолюция была принята подавляющим большинством представителей обеих партий (411 голосов—за, 7—против). Под руководством сенаторов-республиканцев Кони Мак из Флориды и Тома Хатчисона из Арканзаса через год было подготовлено и законопроектов в палате представителей и один общий в сенате, которые определили «политику во имя свободы» в отношении Китая (i). Законодательные инициативы ставили следующие цели: Политика США в отношении Китая должна быть направлена на достижение свободы, прав человека, верховенства закона, религиозных и политических свобод, свободной торговли и рыночной экономики. Потенциал наших долгосрочных отношений с Китаем может быть полностью реализован только в том случае, если китайский народ будет пользоваться свободами, которыми пользуемся мы и которые расцвели вдоль собственных границ Китая. Целью американской политики должно быть обеспечение мира и безопасности для Китая и всех его соседей, что является необходимой предпосылкой дальнейшего экономического, политического и социального прогресса во всем регионе... Китайский народ неоднократно демонстрировал свою поддержку этих общих целей. Для США настало время закрепить эти цели законодательно (2).
244 Законодательные предложения были собраны в три основные группы. В области прав человека предложения были направлены на запрещение ввоза товаров, произведенных с применением рабского труда. Импорт в США китайских товаров, произведенных заключенными трудовых лагерей, подлежал запрету. Были также законодательные инициативы, направленные на запрет въезда в США лиц, уличенных в преследованиях по религиозным мотивам или насильственных абортах. Предлагалось в шесть раз увеличить персонал посольства США в Пекине, занимавшийся мониторингом ситуации в области прав человека. Посольство США в Пекине подверглось серьезной критике за то, что в своей деятельности основное внимание уделяло коммерческим и торговым вопросам (з). Для продвижения свобод и свободной торговли политический комитет палаты представителей
предложил увеличить вещание радиостанции «Свободная Азия», прекратить выдачу Китаю кредитов под низкие проценты через многочисленные организации развития, запретить деятельность в США китайских корпораций, находящихся под контролем военных. Предлагаемые законопроекты также обязывали президента осуществлять мониторинг деятельности в США принадлежащих военным китайских корпораций, уличенных в использовании рабского труда, шпионаже и распространении ОМУ, и при необходимости вводить ограничения и арестовывать их имущество (4). В третью группу вошли вопросы безопасности США. Республиканцы в конгрессе призвали администрацию Клинтона ввести в действие закон от 1992 года о нераспространении ядерных вооружений в Иране и Ираке, который обязывал президента подвергать экономическим санкциям предприятия в любой стране, которая передавала «дестабилизирующее количество и типы» обычных вооружений или ОМУ в эти страны. В докладе политического комитета палаты представителей указывалось, что за 1994—1997 годы «коммунистический Китай передал Ирану по меньшей мере 6о противокорабельных ракет типа С-8О2, однако администрация Клинтона отказалась ввести экономические санкции» (s). Некоторые из этих ракет
245 были использованы войсками Саддама Хусейна при нападении на Кувейт. Другое предложение, в свете пусков Китаем ракет в 1995 и 1996 годах «в акваторию в сорока милях от плотно населенных районов Тайваня и блокады Тайваньского пролива и коммерческого воздушного пространства», рекомендовало администрации «оказать помощь Тайваню в разработке и развертывании эффективной местной противоракетной обороны» (6). Республиканцы также потребовали от администрации подготовить закрытый доклад для конгресса и открытый — для американского народа относительно «шпионажа Китая на территории США, включая промышленный и коммерческий шпионаж, пропагандистскую и разведывательную деятельность, попытки манипулировать американскими выборами». К ноябрю 1997 года практически все инициативы республиканцев были поддержаны в палате представителей большинством обеих партий. Некоторые из них были утверждены сенатом и стали законом, однако большинство инициатив до конца сессии конгресса принять не успели. Поэтому обсуждение этих инициатив пришлось начать снова на новой сессии конгресса в январе 1998 года. Некоторые инициативы стали законом. В их числе был принятый в 1998 году закон о свободе от преследований по религиозным мотивам. Он касался положения с религиозными свободами во всем мире, однако первопричиной его появления стала озабоченность преследованиями верующих в Китае (у). Был также принят ряд положений об информации, которую обязана предоставлять конгрессу и обществу исполнительная власть по вопросам, вызывающим озабоченность у законодателей. Было указано на необходимость предоставления докладов: —о разведывательной деятельности Китая в США; —о современных технологиях, применяемых Китаем для модернизации своих вооруженных сил; —о военном балансе сил между Китаем и Тайванем; — о деятельности Китая, России и других стран по передаче ОМУ и/или его компонентов враждебным государствам. Кроме того, в 1998 году конгресс принял закон, который отменил решение президента Клинтона о передаче права лицензирования экспорта американских спутников министерству торговли. Закон вернул эти полномочия Государственному департаменту, с тем чтобы при рассмотрении учитывались и вопросы безопасности. В соответствии с законом об обороне конгресс также потребовал от администрации создать в рамках Национального университета обороны аналитический центр по Китаю для объективного анализа стратегических и военных возможностей и намерений коммунистического режима, прежде всего с точки зрения возможной угрозы вооруженным силам США и их союзников. Эти шаги дополнили уже принятые меры, включавшие расследование конгрессом незаконных пожертвований на президентскую избирательную кампанию, в том числе от китайского правительства, и деятельность двухпартийного комитета Кокса по вопросам национальной безопасности. Несмотря на стремление республиканского большинства в конгрессе сделать американскую го> литику в отношении Китая более реалистичной, президент Клинтон и его администрация фактически игнорировали это, продолжая предоставлять Китаю все новые и новые экономические преимущества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Новый подход конгресса США к взаимоотношениям с Китаем» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»