Для твердолобых в КПК демократические демонстрации 1989 года в Восточной Европе и Китае стали доказательством того, что США представляют смертельную угрозу коммунистическому режиму. По их мнению, поражение коммунизма в Восточной Европе и роспуск Организации Варшавского Договора доказывают, что американская стратегия «мирной эволюции» работает. Они были убеждены, что кампании против «духовного осквернения» и «буржуазной
либерализации» в 198о-х годах проведены недостаточно решительно. В результате многих студентов, интеллектуалов и рабочих увлек американский пример открытого и процветающего общества, идеи политической демократии, «декадентские» аспекты западного образа жизни, ориентированного на индивидуализм. По мнению сторонников жесткой линии в КПК, все это и привело к массовому восстанию на площади Тяньаньмэнь, которое было подавлено весьма своевременно. Они не исключали, что подобное может повториться, о чем свидетельствовало возрождение «Солидарности» после репрессий 1981 года и ее участие в формировании нового правительства Польши в августе 1989 года. Более того, военная интервенция США в Панаме в 1989 году и действия возглавляемой США коалиции против Ирака в 1990—1991 годах с применением современных военных технологий, позволивших нанести большой армии поражение без каких-либо видимых потерь, свидетельствовали об огромной военной мощи США (23). Эти военные успехи США, основанные в том числе и на использовании передовых военных технологий, заставили китайский режим и военных умножить свои усилия по наращиванию стратегических ядерных сил и модернизации военно-воздушных и военно-морских сил для противодействия США в Тихоокеанском регионе. С уменьшением советской угрозы после развала СССР и началом в 1989 году процесса нормализации отношений между двумя странами Китай сместил акценты с подготовки к большой наземной войне с Советским Союзом на всем протяжении своей длинной границы на концепцию «войны с применением высоких технологий». Сторонники жесткой линии в КПК были уверены, что с развалом СССР больше не удастся сдерживать США советской угрозой. Поэтому США сконцентрируют всю свою энергию на попытках «сдерживания» Китая, стремясь не допустить его становления как великой мировой державы, и одновременно будут всячески содействовать «мирной эволюции» страны к демократии. После событий на площади Тяньаньмэнь сторонники жесткой линии настаивали на замораживании дальнейшей экономической модернизации на время политических репрессий и консолидации режима. Эта позиция и введенные санкции привели к существенному снижению темпов экономического роста в 1989—199* годах. С точки зрения режима способность США лишить Китай технологических и экономических льгот и убедить другие страны поступить так же лишний раз подчеркивала другую сторону американского могущества, которая может быть опасна для Китая в настоящем и будущем. Эти события и представления привели к появлению в Китае нового стратегического консенсуса, объединившего намерение по-прежнему получать экономические, технологические и научные преимущества от сотрудничества с США и другими капиталистическими странами с оценкой Соединенных Штатов как главного настоящего и будущего врага Китая. Эти стратегические оценки стали известны благодаря заявлениям китайского руководства, разъяснявшего свою позицию членам партии, и действиям режима в последующие годы. В1991 году КПК и министерство иностранных дел подготовили секретный документ, предупреждающий всех официальных лиц о необходимости быть очень осторожными во всех контактах с американцами и утверждающий, что США стремятся к мировой гегемонии путем ослабления Китая (24). Для демонстрации своих новых опасений Китай поставил на боевое дежурство практически все свои межконтинентальные баллистические ракеты дальностью 7500 миль, способные поразить основные города США (расстояние до Нью-Йорка и Вашингтона составляет около 7200 миль). Если в 1989 году на дежурстве стояли две такие ракеты, то в i99Q-x годах их число постоянно росло, достигнув к 1998 году двадцати четырех (25). Ранее Китай делал упор на размещении ракет средней дальности, направленных на цели в Советском Союзе. Одновременно в годы президентства Буша Китай продолжал продавать свои наработки в создании ОМУ и его компонентов государствам—спонсорам терроризма. Американская администрация выражала протесты, Китай обещал прекратить поставки и продолжал свою деятельность в этом направлении (26). В1991 году, демонстрируя свои возможности в создании новых военных комплексов, Китай поставил на вооружение баллистические твердотопливные мобильные ракеты средней дальности наземного базирования (27). Ракеты ДФ-21 представляли для Китая технологический прорыв как в использовании твердого топлива, так и с точки зрения решения проблемы мобильности. Это означало, что они могли размещаться в различных частях Китая, откуда были способны поражать широкий выбор целей в Южной Корее, Японии, на Окинаве, корабли Тихоокеанского флота США, а также цели в Индии, России и Юго-Восточной Азии. По имевшимся сведениям, новая мобильная ракета могла нести три небольшие боеголовки мощностью 2—6 тысяч тонн тринитротолуола или
одну очень большую боеголовку мощностью около миллиона тонн тринитротолуола. Другими словами, целью подобной ракеты может стать город или большая военная база. В1998 году Китай поставил на вооружение около 6о таких ракет наземного базирования, а еще 12 ракет были готовы для размещения на подводной лодке, способной нести баллистические ядерные ракеты. В 1992 году Дэн Сяопин, находившийся уже в очень преклонном возрасте, предпринял усилия для того, чтобы вновь вдохнуть жизнь в программу четырех модернизаций и добиться в руководстве партии согласия относительно будущей политики. Он возражал против объявления США главным врагом Китая, заявив, что «у Китая и США разная идеология, однако их фундаментальные интересы не противоречат друг другу» (28). Однако ему не удалось убедить партийное руководство отказаться от уже достигнутого консенсуса. В начале 1994 года партийных руководителей из всех 29 провинций и регионов Китая собрали в Великий зал народов на площади Тяньаньмэнь и объявили им, что главным врагом Китая являются США. Начальник Генерального штаба генерал Чжан Ваньнянь заявил собравшимся: «Нам следует более активно укреплять наши вооруженные силы перед лицом открытого вмешательства американского гегемонизма и поддержки им подрывной деятельности враждебных элементов внутри страны и враждебных сил за рубежом, пытающихся разрушить нашу социалистическую систему» (29). Другими словами, Китай намеревался ускорить военную модернизацию для того, чтобы противостоять США. Член постоянного комитета политбюро подчеркнул: «В соответствии с американской стратегией мирового господства главным врагом США является КНР. Вмешательство в дела Китая, свержение нашего правительства и удушение дальнейшего развития Китая — вот стратегические принципы, которым следуют США» (зо). Позднее, в 1994 году, китайская подводная лодка и истребитель приблизились к американской военно-морской группировке, возглавляемой авианосцем «Китти Хо-ук». Китайская пресса тогда подвергла США нападкам за беспричинное «преследование» подводной лодки и спрашивала, почему американский флот находится в Желтом море, столь далеко от дома (31). В ходе президентской кампании 1992 года губернатор Арканзаса Билл Клинтон, кандидат от демократической партии, подверг резкой критике политику президента Буша в отношении Китая. Он обвинил Буша в «потворстве диктаторам от Пекина до Багдада». После того как Буш в 1992 году вновь продлил для Китая статус наибольшего благоприятствования, губернатор Клинтон выступил с острой критикой, заявив: Народ Китая лишен основных прав и свобод. Он не может избирать своих лидеров. Людей заключают в тюрьму просто за призывы к демократии. Их подвергают пыткам и жестоким бесчеловечным наказаниям... заставляют производить дешевые товары для экспорта за рубеж... Мы до сих пор не знаем, сколько людей задержано или приговорено к заключению за участие в демонстрациях в поддержку демократии три года назад, однако их многие тысячи. Престарелое руководство упорствует в своем нежелании позволить китайскому народу воспользоваться своими основными правами.
202 Несмотря на обещания администрации, что Китай не будет нарушать принципы нераспространения, я очень озабочен возможной продажей современных вооружений режимам Сирии и Ирака. Кроме того, есть сообщения, что Китай предоставляет технологии двойного назначения Сирии, Ирану, Ливии и Пакистану и осуществляет подготовку специалистов по их применению. Испытание самого крупного ядерного устройства в Китае в прошлом месяце является серьезным предупреждением, что политика «конструктивных контактов» президента Буша обернулась полным провалом (32).
С января 1993 по январь 2ooi года президент Клинтон имел возможность проводить в отношении Китая более эффективную политику.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Китай снова видит в США своего главного врага» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»