Партия должна быть разрушена для того, чтобы можно было ее возродить. Мао Цзэдун, 1965 На их шеях висели ведра, полные камней. Я увидел старшего: ведро было настолько тяжелым, что проволока глубоко впилась ему в шею, а сам он шатался. Все шли по полю босиком, стуча в черепки или горшки и выкрикивая: «Я—черный бандит такой-то». Наконец они встали на колени, зажгли ладанки и начали умолять Мао Цзэдуна «простить их преступления». Кен Лин, Мириам Лондон и Ли Талин. «Хунвейбины: от ученика к маленькому генералу в маоистском Китае», 1972 Хунвейбины вышли наулицы по всему Китаю и дали волю вандализму, невежеству и фанатизму. Они врывались в дома, крушили старинные вещи, рвали картины и образцы каллиграфии. Из книг складывали костры. Скоро все частные ценности и коллекции были уничтожены. Многие писатели и художники покончили жизнь самоубийством после того, как были жестоко избиты и увидели уничтожение своих произведений... Мао восхвалял деятельность хунвейбинов и призывал народ поддержать их. В центре города театры и кинотеатры были превращены в камеры пыток. Жертв стаскивали сюда со всего Пекина. Прохожие старались обходить такие места стороной, так как на улицах были слышны крики жертв. ЧжунЧан
Перемены в политике, инициированные прагматиком Лю Шаоци, ставшим председателем Китая и одним из старших партийных лидеров, начали давать позитивные результаты «Культурная революция»
97 после 1962 года. Именно в это время Дэн Сяопин сказал: «Неважно, белая кошка или черная, если она может поймать мышь». Этими словами он пытался противопоставить практические знания и возможности политике Мао и его сторонников в партии, везде выдвигавших своих «красных охранников» —хунвейбинов. Как писал один китаец, после 1962 года началась эпоха, когда был положен конец бредовым экономическим целям и начата реалистичная политика. Общественные столовые были отменены, а доход крестьян зависел от их труда. Им вернули дома, сельскохозяйственные орудия и скот, в свое время конфискованные народными коммунами. Крестьянам было разрешено обрабатывать свои маленькие земельные наделы. В промышленности и торговле допускались элементы рыночной экономики, и через пару лет экономика снова стала расцветать (i).
Многие репрессированные были реабилитированы. В том числе «с помещиков сняли ярлык классовых врагов... „контрреволюционеры" 1955 года, „правые уклонисты" 1957-го и „правые оппортунисты" 1959-го восстановлены в правах... прибавилось свободы в литературе и искусстве. В целом атмосфера стала мягче» (2). В этом контексте появилась серия статей и пьес, которые, используя героев китайской истории и традиционные персонажи, в аллегорической форме критиковали Мао и его прошлые решения. Большинство интеллектуалов, которые писали эти статьи, жили в Пекине, так как мэр города, имеющий 8-й класс по официальной партийной табели о рангах, был тесно связан с председателем Лю Шаоци. Третья жена Мао, бывшая актриса Цзян Цин, всегда интересовалась театром, кино, литературой и пристально следила за этими публикациями. Она расценила их как нарастающую угрозу Мао и посоветовала провести «культурную революцию», чтобы избавиться от интеллектуалов и поддерживающих их партийных функционеров. В 1964 году Мао написал статью, в которой содержался список из тридцати девяти писателей и артистов, которым следовало запретить работу по профессии. Статья была разослана в партийные организации по всей стране. Он потребовал, чтобы партия также выявила и наказала «реакционные буржуазные власти»—новую категорию врагов (з). Однако провинциальные партийные власти не откликнулись на эту статью Мао, что он расценил как доказательство их нелояльности по отношению к нему лично и поддержку политики председателя Лю Шаоци и Дэн Сяопина... Его подозрения были подкреплены тем фактом, что «ни одна из основных коммунистических газет не опубликовала его статью, полагая, что Мао хочет вовлечь население в очередную охоту на ведьм» (4). Это стало явным показателем ослабления контроля Мао над партией. «Он сравнивал себя со Сталиным, которого вот-вот осудят, хотя он еще жив» (s). Экономисты-прагматики продолжали выступать в пользу более тесных связей с Советским Союзом и договорились, что СССР направит значительные военные поставки Северному Вьетнаму через территорию Китая (6). Одновременно Китай тайно направлял в Северный Вьетнам свои войска на борьбу с «американским империализмом». По некоторым данным, Китай направил во Вьетнам более зоо тысяч военнослужащих, в основном в батальоны ПВО, инженерных и строительных войск. В начале 1965 года председатель Лю Шаоци предложил восстановить военный союз с Советским Союзом, с тем чтобы обе страны могли предоставить больше помощи
Северному Вьетнаму в его борьбе против Южного Вьетнама и США. Для Мао возрождение военного союза означало, что прагматики во главе с Лю Шаоци сделают с ним то же, что Хрущев со Сталиным. Его сместят и осудят. В начале 1965 года Мао решил, что «Лю Шаоци необходимо отстранить от власти, а партию следует разрушить для того, чтобы потом возродить» (у). Единственной силой, которая могла помочь Мао справиться с партийными организациями, была китайская армия во главе с министром обороны Линь Бяо. В1965 году Мао было /2 года, он страдал болезнью Паркинсона, ходили слухи, что за
99 год до этого он перенес инфаркт. Вероятнее всего, Мао пообещал Линь Бяо, что тот станет его преемником после того, как он сможет восстановить контроль над партией. В последующие годы хаоса Линь Бяо вел себя как будущий руководитель страны. «Культурная революция» началась с публикации в ежедневной армейской газете статьи, которую профессор Торн-тон назвал «объявлением войны миру искусства» (8). Эта статья осуждала всех интеллектуалов, которые встали «на капиталистический путь»—термин, обозначавший политический позор и использовавшийся Мао и его сторонниками в годы «культурной революции» (9). Коалиция, которую собрал Мао для разрушения партийных организаций во главе с Лю Шаоци, имела три главных элемента. Во-первых, Центральный революционный комитет по культуре, который состоял из его личного секретаря и главного редактора газеты «Красный флаг» Чен Пота, его жены Цзян Цин в должности первого заместителя председателя и руководителя разведки Кан Шена (ю). Во-вторых, Государственный совет во главе с Чжоу Эньлаем как орган государственной поддержки Мао. В-третьих, Народно-освободительная армия под руководством генерала Линь Бяо. Эти структуры обеспечивали организационную поддержку и вооруженную силу для использования против партии и, если потребуется, населения. Методы, применявшиеся для проведения «культурной революции», включали раздувание до невероятных размеров давно существовавшего культа личности Мао и мобилизацию студентов и школьников в возрасте от 14 до 21 года. Студентов призвали резко критиковать людей, «следующих по капиталистическому пути», и «черные банды» (лиц, не являвшихся «красными» по своему происхождению) в учебных заведениях, местных организациях КПК и государственных учреждениях. С самого начала из этого списка были исключены военные организации, военнопромышленный комплекс, занимающийся созданием ядерного оружия и баллистических ракет, хотя политические потрясения сильно мешали этой работе (и). Кроме того, «культурная революция» не проводилась в де-
IOO ревне, еще не успевшей оправиться от голода. Да и продукты питания были нужны. «Культурную революцию» можно разделить на четыре крупные фазы. Первая, с ноября 1965 по весну 1966 года, стала периодом устных нападок на интеллигенцию и пропаганды культа личности Мао. Ключевым моментом стал захват сторонниками Мао политического контроля над столицей. Это произошло 26 марта 1966 года, когда председатель Лю Шаоци отправился с государственным визитом за рубеж. В этот день исчез его главный союзник, мэр Пекина. Больше его никто никогда не видел (i2). Сторонники Мао захватили городской комитет КПК и выбили признания в «предательстве» от лояльных председателю коммунистов. То же самое произошло в Шанхае и других крупных городах. Военные заняли столицу, и, когда безопасность в городе была обеспечена, Мао в июле 1966 года вернулся в Пекин. Он назначил генерала Линь Бяо заместителем председателя ЦК КПК, т. е. вторым человеком в стране, и понизил Лю Шаоци до восьмого места в партийной иерархии (13). Вторая фаза, когда студентов-хунвейбинов мобилизовали и спустили с цепи, началась 6 июня 1966 года. Огромный плакат появился на главном здании Пекинского университета, его текст тут же зачитали по радио. Он призывал «покончить со злым влиянием ревизионистов. Сделать это решительно, радикально и безусловно полностью! Уничтожить чудовищ-реформаторов, берущих пример с Хрущева!» (14) Миллионы хунвейбинов развязали кампанию радикализма, насилия, преследования, унижения, пыток и убийств, а также разрушения бесценных культурных памятников. Мао написал свой первый плакат «Огонь по штабам» (имелись в виду Лю Шаоци и Дэн Сяопин) (is). Третья фаза началась в 1967 году с приказа Мао военным держать хунвейбинов под контролем, даже несмотря на продолжающееся насилие. Затем в 1968 году Мао приказал основным
подразделениям Народно-освободительной армии использовать все средства и остановить неистовства хунвейбинов, многие из которых были вооружены украденным
IOI оружием. Это привело к насильственному и жестокому процессу военных репрессий и вооруженных столкновений во многих городах Китая. В конечном счете 5,4 миллиона бывших студентов-радикалов были насильственно высланы в деревню, где им пришлось жить в бедности и тяжело трудиться долгие годы (гб). Именно в ходе третьей фазы председателя Лю Шаоци и его жену заставили публично покаяться и в ноябре 1968 года лишили всех государственных и партийных постов. Они были заключены в тюрьму, где их пытали, а затем казнили. Дэн Сяопина и сотни других партийных функционеров из числа экономистов-прагматиков сослали в трудовые лагеря (17). Сын Дэн Сяопина на всю жизнь остался калекой, упав с третьего этажа здания, когда он пытался убежать от хунвейбинов. В апреле 1969 года съезд КПК избрал Мао председателем партии, а генерала Линь Бяо заместителем председателя (i8). Казалось, что сторонники Мао победили, а генерал Линь Бяо действительно назначен преемником Мао. Четвертая, менее видимая и наименее известная фаза «культурной революции» заключалась в «непрекращающихся расследованиях», травле и преследованиях лиц, идущих «по капиталистическому пути». Она продолжалась фактически до смерти Мао в сентябре 1976 года.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Культурная революция» (1965—1976)» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»