В XIX в. войны возникали в результате нарушения баланса сил. Возрастание мощи Соединенных Штатов Америки и Японии к концу XIX в. привело к трансформации системы силовой политики из чисто европейской в мировую. Баланс сил реализуется следующим образом: попытка любого государства совершить агрессию встречает противодействие со стороны спонтанной коалиции, настолько мощной, что успех указанной попытки становится чрезвычайно сомнительным. Такие спонтанные коалиции будут развиваться, поскольку каждое государство хочет продолжать существовать и отдает себе отчет в том, что, если оно допустит усиление соседа, его безопасности будет нанесен ущерб. Следовательно, оно будет стремиться присоединиться к другим государствам с тем, чтобы подавить то государство в системе, которое угрожает стать более сильным. Равновесие сил в XIX в. было возможно благодаря тому, что Великобритания с относительно неуязвимой позицией, господствующим военно-морским флотом, развитой экономикой, либеральной экономической стратегией и отсутствием имперских амбиций в континентальной Европе, смогла сыграть роль балансира. Британия не вмешивалась в войны за объединение [с.386] Италии и Германии в середине XIX в. и незначительные войны на почве национализма в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге, а также на Балканах. Участие Британии в Крымской войне объясняется ее попыткой сдержать российскую экспансию. Действительно серьезными войнами XIX в. были гражданские войны в Соединенных Штатах и Китае, война Лопеса… в которой объединились Бразилия, Аргентина и Уругвай с целью остановить усиливающееся влияние парагвайского диктатора, практически истреблявшего население Парагвая. Ведение этих войн говорит о несовершенстве системы равновесия сил: она не убеждала националистические движения, стремившиеся к интеграции наций или разрушению империй, в том, что их действия не могли быть успешными. Крупные политики придерживались общего мнения о том, что такие войны были иногда желательны. Однако в течение столетия, разделяющего Ватерлоо (1815) и Марн (1914), ни одна из великих держав не предпринимала усилий, для того чтобы последовать пути Карла V, Людовика XIV и Наполеона, которые пытались осуществить средневековую идею мировой империи. Относительная стабильность XIX в. была разрушена по ряду причин: ослабление позиций Британской империи; изменения в военной технологии и мировой экономике; появление в международной системе не-европейских сил, не знакомых с природой силовой политики; ослабление влияния свободной международной торговли вследствие более жесткого контроля над экономикой со стороны правительств; развитие демократии,, увеличивающей политическое влияние промышленности, сельского хозяйства, труда, экономических и социальных потребностей; пренебрежение к необходимым условиям международной политики; особенно – сжатие мира, ограничивающее возможности локализации войн и усиливающее угрозу вовлечения в них. Не было сколь-либо опытного балансира. Нарастало давление в пользу изменений. Снизилась способность правительства руководствоваться во внешней политике соображениями баланса сил. Политика агрессии одних сопровождалась политикой нейтралитета других. Войны XX в. могут интерпретироваться как войны периода перехода от системы мирового порядка, основанного на индивидуальной политике государств, думающих о собственной безопасности и процветании, при сохранении равновесия сил, к системе мирового порядка, организующего коллективные усилия для поддержания равновесия, признаваемого как отвечающее общим интересам. Однако было обнаружено, что организационные усилия, даже если они получают такие институциональные формы, как Лига Наций и ООН, не будут надежными, если нет сознания мирового гражданства. Только в этом случае правительства сохранят поддержку общества даже тогда, когда проявят готовность игнорировать собственные национальные интересы перед лицом необходимости выполнения обязательств в области коллективной безопасности. До тех пор пока люди выступают как приверженцы своей нации, исключительно преданные интересам своих государств, чей суверенитет они считают самым важным, правительства, особенно те, которые зависят от поддержки населения, не могут рассчитывать на соблюдение [с.387] обязательств коллективной безопасности. Еще не существует мирового общества, в котором могло бы действовать мировое правительство, опирающееся на мировое общественное мнение. Результатом несоответствия между потребностями, которые испытывают государственные деятели, и мнениями, которые разделяют народы, стали две исключительно разрушительные мировые войны и угроза третьей, которая будет вестись с применением атомного оружия. Неодолимая мощь Соединенных Штатов и Советского Союза обусловливает крайнюю неустойчивость существующего равновесия. Оно держится, как сказал Черчилль, на взаимном страхе, в основе которого самоубийственный характер атомной войны. Кажется маловероятным, что система равновесия сил XIX в. может быть восстановлена. Нет потенциального балансира и слишком мало великих держав, которые могли бы создать эффективный союз против агрессии какой-либо сверхдержавы. Проблема ближайшего времени состоит в том, чтобы предотвратить войну между Россией и Соединенными Штатами и одновременно продолжить усилия по выработке адекватного сознания мирового гражданства среди населения всех государств, чтобы возможные мировые институты были способны предотвратить войну и установить справедливость. Долгосрочная проблема затруднена изоляционистской стратегией Советского Союза. Он стремится не допустить общения или обменов своих граждан с некоммунистическим миром и сотрудничества з специализированных областях Организации Объединенных Наций. Следовательно, создание технологий и коммуникаций, которые, естественно, ускорили бы становление мирового общества, затрудняется отношениями между двумя половинами мира. Редкие контакты советских представителей с представителями другой стороны в Организации Объединенных Наций, сопровождаемые взаимными нападками, способствуют не столько объединению мира, сколько его расколу. Проблема трудная, но не безнадежная. Понимание природы международной напряженности, межгрупповых переговоров, социальной организации и политического образования будет способствовать решению и кратковременных, и отдаленных проблем. Здесь социальная наука может помочь государственной деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Политика силы» з дисципліни «Теорія міжнародних відносин»