По определению, «военная разрядка» является неотъемлемой составной частью «разрядки международной напряженности» — нового явления в международной жизни, возникшего на рубеже 1960—1970-х годов. Это явление связано с осознанием государствами, стоящими по обе стороны фронтов «холодной войны», опасности даль- 262 нейшей эскалации напряженности между ними, в первую очередь в военной области. В ядерный век это угрожало мировой катастрофой. Первым реальным шагом, сделанным в направлении «военной разрядки», явилось решение двух главных центров военно-стратегического противостояния — Москвы и Вашингтона — начать процесс взаимного ограничения и сокращения своих самых опасных и разрушительных вооружений. Заключение соглашений ОСВ-1 позволило миру обрести надежду на предотвращение ядерной катастрофы, на то, что диалог лучше войны, даже если эта война и называется «холодной». Человечеству давался шанс выжить. Подписание советско-американских договоренностей в области ОСВ мировая общественность встретила со вздохом облегчения. Оно вполне могло свидетельствовать о том, что противоборствующие супердержавы, кроме чудовищных возможностей уничтожить друг друга и все живое на Земле, наконец, обрели разум. Впечатление усиливалось тем, что вместе с Договором по ПРО и Временным соглашением в области СНВ, высшими руководителями сторон был подписан еще один важный документ — «Основы взаимоотношений между СССР и США», которые некоторые видные политики того времени называли «политическим документом, закладывающим основы нового политического процесса в отношениях между двумя странами — процесса разрядки». Конечно, элементы разрядки имели место и до советско-американской встречи «в верхах» в 1972 году, да и само понятие «разрядка международной напряженности» появилось шестью годами раньше — в Советско-французской декларации 1966 года, однако Основы советско-американских отношений не только призывали к разрядке, но и фиксировали ее основные принципы. В Москве этим Основам придавали не менее важное значение, чем соглашениям в области СНВ. В документ были включены принципы, которые, как считало советское руководство, должны были стать определяющими в советско-американских взаимоотношениях, в том числе и в области вооружений и предотвращения войны. Особенно подчеркивалось, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между обеими странами, кроме мирного сосуществования, а «различия в идеологии и социальных системах СССР и США не являются препятствием для развития между ними нормальных 263 отношений, основанных на принципах суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела и взаимной выгоды». Придавая важное значение предотвращению ситуаций, которые могли бы вызвать опасное обострение отношений между ними, стороны заявили, что будут делать все возможное, чтобы избежать военных конфронтации и предотвратить возникновение ядерной войны, всегда проявлять сдержанность в своих взаимоотношениях и готовность вести переговоры, разрешать противоречия мирными средствами в духе взаимности, взаимного учета интересов и взаимной выгоды. Признавалось, что с этими целями были бы несовместимы попытки получения, прямо или косвенно, односторонних преимуществ за счет другой стороны. И что необходимыми предпосылками для поддержания и укрепления отношений мира между СССР и США являются признание интересов безопасности сторон, основывающейся на принципе равенства и отказа от применения силы или угрозы ее применения. В документе была выражена также готовность сторон продолжить усилия в целях ограничения вооружений как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Столь ясно выраженные намерения Москвы и Вашингтона послужили стимулом как для разрядки международной напряженности в целом, так и военной напряженности на главных направлениях «холодной войны», в первую очередь на Европейском континенте. Здесь начало 1970-х годов ознаменовалось подписанием целого ряда договоренностей между странами ОВД (СССР, ПНР, ГДР и ЧССР) и ФРГ, а также Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, давших мощный импульс делу разрядки и признания политических и территориальных реальностей, в первую очередь принципа нерушимости границ, сложившихся в Европе в итоге Второй мировой войны и послевоенного развития. Важным фактором разрядки на европейском направлении стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), идея созыва которого исходила от стран ОВД. Конкретный разговор на эту тему был продолжен на состоявшихся в 1970—1972 гг. встречах Л. И. Брежнева с руководителями Франции, ФРГ и США, на которых и была достигнута договоренность о подготовке созыва Общеевропейского совещания. Совещание проходило попеременно в три этапа — в Хельсинки, Женеве и вновь в Хельсинки в период 264 с 3 июля 1973 года по 1 августа 1975 года. В нем приняли участие представители 33 европейских государств плюс США и Канады. Его целью стало «содействие улучшению отношений между государствами-участниками и обеспечение условий подлинного и прочного мира». В Заключительном акте СБСЕ, подписанном главами государств и правительств государств-участников, были зафиксированы важнейшие договоренности, которых удалось достичь в ходе совещания. В первом разделе описывались принципы, которыми государства-участники договорились руководствоваться во взаимных отношениях: 1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. 2. Неприменение силы или угрозы силой. 3. Нерушимость границ. 4. Территориальная целостность государств. 5. Мирное урегулирование споров. 6. Невмешательство во внутренние дела. 7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. 8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. 9. Сотрудничество между государствами. 10. Добровольное выполнение обязательств по международному праву. В документе подчеркнуто, что все эти принципы «имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других». В отдельном разделе описываются «меры укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения». В частности, говорится о предварительных уведомлениях о крупных военных учениях. Дается определение масштаба и характера военных учений сухопутных войск, о которых надлежало уведомлять других участников СБСЕ, а также о параметрах учения, включаемых в эти уведомления: наименование, общая цель, участвующие государства, численность участвующих войск, район и предполагаемые сроки проведения. Предусмотрены уведомления и о других видах военной деятельности. Для обеспечения наблюдения и контроля за учениями предусмотрено в добровольном порядке и на двусторонней основе приглашать и направлять наблюдателей. 265 Процесс многостороннего европейского сотрудничества, начатый в Хельсинки, был продолжен в ходе последующих встреч между представителями государств-участников совещания и сумел пережить период антиразрядки конца 1970-х— начала 1980-х годов: в 1977—1978 гг. состоялась Белградская встреча; в 1980—1983 гг. — Мадридская встреча; в 1984— 1986 гг. — Стокгольмская конференция; и, наконец, в 1986 году— Венская встреча, завершившаяся «Итоговым документом представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе», состоявшегося на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. Документ примечателен тем, что в нем была дана положительная оценка прогресса по мерам укрепления доверия и безопасности и по некоторым аспектам безопасности и разоружения в Европе, достигнутого в Стокгольме. Было зафиксировано понимание, что в дальнейшем рассмотрение этих вопросов будет вестись на «Переговорах по мерам укрепления доверия и безопасности», которые будут проводиться в соответствии с мандатом, согласованным на Мадридской встрече, и на «Переговорах по обычным вооруженным силам в Европе», для которых мандат был выработан позднее в Вене представителями 23-х государств (7 государств ОВД и 16 государств НАТО).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСВ-1: СТАРТ ВОЕННОЙ РАЗРЯДКИ» з дисципліни «Супердержави XX століття. Стратегічне протиборство»