Как уже говорилось, официальной военной стратегией США и НАТО в 1950-е годы стала «стратегия массированного возмездия». Она предполагала применение ядерного оружия вне зависимости от того, применит его противник или нет. С момента появления в Англии в 1948 году первых тридцати американских самолетов-носи- 102 телей ядерного оружия Б-29, Европа постепенно стала насыщаться вначале американским, а затем и англо-французским ядерным оружием, нацеленным на Восток. Для СССР, который во второй половине 1950-х годов мог противопоставить каждой сотне ядерных зарядов США, достигающих территории СССР, лишь единицы межконтинентальных ядерных зарядов, достигающих территории Америки, забота о сдерживании ядерной угрозы, исходящей со стороны американских и натовских ядерных средств, размещенных в Западной Европе, была одной из первостепенных задач. В том, что касается противостояния в Европе, положение несколько улучшилось с поступлением на вооружение в 1952 году созданного в ОКБ Туполева среднего бомбардировщика Ту-16, способного нести и ядерные, и обычные бомбы. При бомбовой нагрузке от 3 до 13 тонн его дальность полета варьировалась в пределах от 5700 до 3700 км, что вполне обеспечивало поражение заданных военных объектов на Европейском континенте. Несколько раньше самолета Ту-16 на вооружение ВВС поступили фронтовые бомбардировщики Ил-28, разработанные в ОКБ С. В. Ильюшина. Они также были способны нести ядерные бомбы. Для большей эффективности и расширения возможностей бомбардировщиков, они вскоре стали оснащаться ракетами «воздух-земля», способными поражать объекты, не входя в зону противодействия ПВО. Дальность пусков авиационных ракет исчислялась сотнями километров. В то же время на вооружение сухопутных войск стали поступать оперативно-тактические и тактические ракетные комплексы с ядерными боевыми частями. Создание и принятие на вооружение в 1958 году сразу двух ракетных комплексов (оперативно-тактического 8А11 и тактического 2П1), ракеты которых были оснащены ядерными боевыми частями и стреляли на дальность 270 и 17,5 км, существенно укрепили потенциал «сдерживания» на натовском направлении. Если со сдерживанием ядерной угрозы со стороны сил, базирующихся в Западной Европе, было более или менее ясно, то о способах отражения угрозы с моря все еще продолжались дискуссии, которые постепенно продвигались к выводу о том, что флот также должен быть оснащен ракетно-ядерным оружием. Решение основных задач флота — борьба с силами флота противника на море и в базах, а также срыв океанских и морских перевозок — 103 возлагалось на подводные лодки и авиацию ВМФ. Причем, имелось в виду, что, по мере развития подводных лодок, при необходимости, они смогут «наносить ракетно-ядерные удары и по береговым объектам». Надводным кораблям вменялась задача «обеспечения действий подводного флота и выполнение второстепенных задач, таких как защита морских коммуникаций и содействие Сухопутным войскам в операциях, проводимых на приморских направлениях» (8). Оснащение Военно-Морского Флота ядерным оружием началось с 1950-х годов. Задачей первостепенной важности было вооружение подводных лодок баллистическими ракетами. В январе 1954 года Совет Министров СССР принял постановление «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением». Главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, ответственным за ракетное вооружение — С. П. Королев. Для ускорения работ было решено первоначальные испытания провести с использованием уже существующих проектов подводной лодки и баллистической ракеты наземного базирования, естественно, доработав их. В целом комплекс получил индекс-шифр Д-1. Он состоял из дизельной подводной лодки Б-67 (модернизированный проект торпедной лодки 611В), баллистической ракеты Р-11ФМ (модернизированный вариант ракеты наземного базирования Р-11) и соответствующего оборудования, обеспечивающего пуск ракеты. 16 сентября 1955 года впервые в мировой практике баллистическая ракета стартовала с подводной лодки. Это случилось в Белом море недалеко от поселка Ненокса. Лодка в момент старта ракеты находилась в надводном положении. Пролетев положенные ей 250 километров, ракета поразила цель «с точностью, заданной тактико-техническим заданием». Успешный старт открыл путь к созданию ракетного комплекса Д-2 с ракетой Р-13. Ракета имела дальность стрельбы 600 км и была оснащена ядерной головной частью. Для комплекса были специально разработаны две подводные лодки: дизельная (проект 629, созданный на базе лодки проекта 641, главный конструктор Н. Н. Исанин) и атомная (проект 658, на базе проекта 627А, глав- 104 ный конструктор С. Н. Ковалев). Обе лодки имели по три шахтных пусковых установки. Пуски ракет производились из надводного положения лодок. Комплекс был принят на вооружение в 1961 году и эксплуатировался до 1972 года. Одновременно с вооружением подводного флота комплексами с баллистическими ракетами началась разработка подводных лодок с крылатыми ракетами. Первая попытка размещения на атомной подводной лодке стратегической крылатой ракеты была неудачной. Она осуществлялась в соответствии с решением, принятым в 1956 году, предусматривающем создание подводного ракетного комплекса на базе многоцелевой атомной подводной лодки проекта 627А и разработанной в ОКБ С.В. Ильюшина крылатой ракеты П-20, оснащаемой ядерным зарядом. Ракета предназначалась для поражения объектов, расположенных как на побережье, так и в глубине территории противника на удалении до 3500 км. Однако в 1960 году работы по настоянию руководства ВМФ были прекращены в связи с возникшими конструктивными трудностями (30-тонная ракета, запускаемая из контейнера длиной 25 метров и диаметром 4,6 метра, потребовала создания и размещения на лодке громоздкого пускового оборудования), а также из-за признанной «неперспективности» в связи с совершенствованием ПВО вероятного противника. На принятие такого решения повлияло и то, что к этому времени на вооружение был принят другой ракетный комплекс с крылатой ракетой П-5, разработанной под руководством В. Н. Челомея в ОКБ-52. Она имела существенно меньшую, чем П-20, дальность полета (350 км), но зато и существенно меньшие габаритные размеры. Ракета впервые стартовала в ноябре 1957 года с дооборудованной подводной лодки проекта 613. Комплекс с ракетой П-5 был принят на вооружение в июне 1959 года. Им было оснащено шесть лодок проекта 644 (с двумя пусковыми установками) и шесть — проекта 665 (с четырьмя пусковыми установками). Оба типа лодок были созданы на базе проекта 613. Что касается авиации ВМФ, то, наряду с традиционными самолетами-амфибиями конструкции Г. М. Бериева «Бе-6», в 1950-х годах на ее вооружение стали поступать бомбардировщики Ту-16 и Ил-28, которым ставилась задача «наносить удары по боевым кораблям противника в море на таком удалении, чтобы они не могли использо- 105 вать свое оружие — авианосную авиацию и ракеты — для нанесения ударов по объектам социалистических государств» (9). По мере того как в США стали поступать на вооружение атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), они также становились целями для авиации ВМФ. Однако если для поражения ПЛАРБ были вполне пригодны авиабомбы, то для других морских целей из-за постоянно усиливающегося противодействия использовать их стало практически невозможно. Поэтому первые авиационные крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» разрабатывались и предназначались для поражения именно морских целей. В 1953 году на вооружение самолетов Ту-16 авиации ВМФ поступили первые крылатые ракеты КС-1, имевшие еще сравнительно небольшую дальность — 80 км. После этого появились крылатые ракеты Х-20, К-10С, и КСР-2 с дальностью пусков от 250 до 600 км (Х-20). Все эти крылатые ракеты разрабатывались в КБ А. И. Микояна в отделе А. Я. Березняка и предназначались (кроме Х-20) исключительно для авиации ВМФ. Х-20 использовалась в ВВС на самолетах Ту-95КС и предназначалась для поражения как морских, так и наземных целей. Позже на основе отдела Березняка было создано ОКБ «Радуга», которое возглавил тот же Березняк. В ОКБ, в частности, была разработана крылатая ракета Х-55 с дальностью пусков до 3000 км. Одновременно с мерами в области создания сил для ответного ядерного удара, в Советском Союзе не оставались без внимания и оборонительные системы оружия. Для парирования ядерной угрозы, исходившей от американских стратегических бомбардировщиков, авиации НАТО, а также авиации США, базировавшейся в Европе, на Дальнем Востоке и на авианосцах, разрабатывались ракетные системы войск ПВО страны, ракетных войск сухопутных сил и истребительная авиация. Широкое распространение получило радиоэлектронное вооружение. В конце 1940-х и начале 1950-х годов созданием зенитно-ракетных систем занималось конструкторское бюро №1 (КБ-1). Особое ускорение работам было дано после того, как Сталин высказал одному из руководите- 106 лей КБ-1 П. Н. Куксенко (другим руководителем был С. Л. Берия) озабоченность в связи с недостаточной защищенностью столицы от воздушного ядерного нападения. Именно с задачей ПВО Москвы и были увязаны разработки первых советских зенитно-ракетных комплексов. Создание системы ПВО Москвы, названной вначале системой «Беркут», а затем — С-25, было завершено к 1955 году. Она продемонстрировала возможность одновременного перехвата радиоуправляемыми зенитными ракетами двадцати самолетов. Однако для защиты многих стратегически важных объектов страны системы, подобные С-25, не подходили — они были стационарными. Поэтому наряду с системой С-25 стала разрабатываться мобильная система С-75, которая прошла испытания в 1957 году и в следующем году была принята на вооружение. Именно этим комплексом 1 мая 1960 года в районе Свердловска был сбит американский самолет-разведчик U-2, пилотируемый летчиком Пауэрсом. Теперь 20 километровая высота полета больше не спасала нарушителей советского воздушного пространства. Успешно развивалась истребительная авиация. Вслед за первыми серийными реактивными истребителями МиГ-9 и Як-15, поднявшимися в воздух еще в 1946 году, в конце 1940-х годов был создан истребитель Миг-15, который хорошо зарекомендовал себя в корейской войне против новейшего в то время американского истребителя Ф-16 «Сейбр». Далее, в начале 1950-х годов был создан и запущен в крупносерийное производство истребитель МиГ-17, принятый на вооружение более чем тридцатью странами Европы, Ближнего Востока, Азии и Африки. Это были хорошие истребители, но они имели дозвуковую скорость. Вслед за ними, в первой половине 1950-х годов, был принят на вооружение истребитель МиГ-19, который уже обладал скоростью более 1400 км/час и дальностью полета без подвесных баков около 1500 км. К действиям в условиях применения противником ядерного оружия готовились и сухопутные войска. В целях создания обстановки, приближенной к боевой, приобретения опыта ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия противником и его последующего использования при планировании войсковых операций, было решено провести специальное военное учение с реальным взрывом ядерной бомбы. Учение со- 107 стоялось на Тоцком полигоне 14 сентября 1954 года под руководством Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. В нем принимала участие 12-я механизированная дивизия. Ядерная бомба была сброшена с самолета и взорвалась на высоте около 300 метров. К 1954 году уже имелось представление о поражающих факторах и возможных последствиях атомного взрыва для человека и техники. Поэтому и войска, и руководство учением находились от эпицентра на достаточно безопасном, но все же минимальном расстоянии. По рассказам очевидцев, находившихся на площадке руководства, они вначале наблюдали яркую вспышку, которая обожгла лица, а затем ощутили ударную волну, сорвавшую у многих фуражки. Г. К. Жуков и присутствовавшие на учении министры стран Восточной Европы реагировали на это спокойно — их фуражки догоняли адъютанты. Войска вышли в район взрыва спустя 2,5 часа и действовали на маршрутах с уровнем радиации около одной десятой рентгена в час, что предполагало облучение в пределах допустимой нормы. Интересно, что примерно в то же время в штате Невада американцы также проводили войсковое учение с реальным взрывом ядерной бомбы. Но, в отличие от тоцкого учения, в Неваде бомбу взорвали на земле, что, как известно, вело к более высокому радиоактивному заражению района взрыва. К тому оке войска вошли в этот район не через 2,5 часа, а всего через 8 минут после взрыва. Там возможность получения опасной дозы была куда большей. Советский Союз демонстрировал свою готовность противостоять ядерной угрозе со всех направлений и во всех сферах.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАСШИРЕНИЕ «ФРОНТА СДЕРЖИВАНИЯ»» з дисципліни «Супердержави XX століття. Стратегічне протиборство»