Структура системы ООН и принципы международной гражданской службы
В систему Организации Объединенных Наций входят собственно Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, фонды и программы. Организации группы Всемирного банка — МВФ относятся к специализированным учреждениям ООН, однако они не входят в общую систему. Большинство из указанных структур согласились стандартизировать условия гражданской службы и участвовать в работе Комиссии по международной гражданской службе (КМГС). А значит, согласились на построение гражданской службы на принципах научности, системности, функциональности, международно-правовой упорядоченности, высокой нравственной устойчивости. Структура гражданской службы ООН соответствует, естественно, структуре самой ООН.
Год создания ОРГАНИЗАЦИЯ Место расположения штаб-квартиры 1945 ООН — Организация Объединенных Наций ФОНДЫ И ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ 1946 ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных наций Нью-Йорк 1949 БАПОР — Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ Газа 1951 УВКБ — Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев Женева 1963 МПП — Мировая продовольственная программа Рим 1964 ЮНКТАД — Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию Женева 1965 ПРООН — Программа развития Организации Объединенных Наций Нью-Йорк 1965 ЮНИТАР — Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций Женева 1969 ЮНФПА — Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения Нью-Йорк 1972 ЮНЕП — Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде Найроби 1973 УООН — Университет Организации Объединенных Наций Токио 1973 ЦНПООН — Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам Найроби 1995 ЮНОПС — Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Нью-Йорк РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМИССИИ ООН 1947 ЕЭК — Европейская экономическая комиссия Женева 1947 ЭСКАТО — Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана Бангкок 1948 ЭКЛАК — Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна Сантьяго 1958 ЭКА — Экономическая комиссия для Африки Аддис-Абеба 1973 ЭСКЗА — Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии Бейрут СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 1865 МСЭ — Международный союз электросвязи Женева 1873 ВМО — Всемирная метеорологическая организация Женева 1874 ВПС — Всемирный почтовый союз Берн 1883 ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности Женева 1920 МОТ — Международная организация труда Женева 1945 Всемирный банк — Международный банк реконструкции и развития Вашингтон 1945 МВФ — Международный валютный фонд Вашингтон 1945 ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций Рим 1946 ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Париж 1947 ИКАО — Международная организация гражданской авиации Монреаль 1948 ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения Женева 1956 МФК — Международная финансовая корпорация Вашингтон 1957 МАГАТЭ* — Международное агентство по атомной энергии Вена 1958 ИМО — Международная морская организация Лондон 1960 МАР — Международная ассоциация развития Вашингтон 1974 МФСР — Международный фонд сельскохозяйственного развития Рим 1986 ЮНИДО — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию Вена 1995 ВТО — Всемирная торговая организация Женева
* МАГАТЭ не является специализированным учреждением; оно является межправительственной организацией, поставленной в связь с ООН не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею ООН.
Каждая международная организация имеет собственную гражданскую службу. Однако с момента возникновения ООН и ее специализированных учреждений появилась идея создания единой международной гражданской службы. В этих целях между ООН и рядом специализированных учреждений были заключены межорганизационные кадровые соглашения, направленные на урегулирование ряда общих проблем, стоящих перед международными гражданскими службами системы ООН. Ныне концепция международной гражданской службы получила всеобщее признание. Мировая практика показала, что, когда сотрудники разных стран работают в секретариатах и в материальном плане полностью независимы от своего государства, они намного более эффективны и могут выполнять самые разнообразные функции, где требуется беспристрастный подход. Во многом благодаря такой независимости Секретариату ООН и многим специализированным организациям удалось в целом успешно выдержать испытание «холодной войной», удержаться от скатывания на позицию той или иной из конфликтующих сторон или группировок. С тем чтобы политические разногласия в самой ООН не оказывали непосредственного влияния на работу специализированных учреждений, государства-основатели придали общей системе международной гражданской службы децентрализованный характер, предоставляющий каждой из них значительную самостоятельность. С течением времени система развивалась, становилась более масштабной и многогранной. Соответственно, усложнялась задача внутрисистемной координации. У государств и самих международных организаций зрело понимание того, что согласованная политика в кадровых и административных вопросах является одним из немногих факторов, связывающих организации общей системы. Подводя итог вышесказанному, можно определить, что в систему Организации Объединенных Наций входят ряд автономных организаций, которые на основе достигнутых договоренностей стали участниками механизмов, обеспечивающих общую основу управления людскими ресурсами. Основными ее элементами являются те элементы основных положений, касающихся управления людскими ресурсами, которые объединяют организации системы Организации Объединенных Наций, с тем, чтобы а) избегать любой конкуренции в сфере найма сотрудников, которая может быть результатом существенных различий в оплате труда; b) содействовать распространению общих ценностей международной гражданской службы; с) содействовать мобильности и, в определенной степени, ротации сотрудников, в данном случае, в рамках системы. При этом следует отметить, что для организаций системы Организации Объединенных Наций характерны еще три присущие только им особенности, которые так или иначе оказывают влияние на управление людскими ресурсами и проводят четкую грань различия между национальной и международной гражданскими службами: — их система управления: все организации отвечают перед большим числом государств-членов, которые определяют их задачи, мандаты и стратегии; — их правовой статус: эти организации являются экстратерриториальными, и на них не распространяется действие национального законодательства и международных конвенций о труде; — их международный, многокультурный характер: цели и деятельность организаций носят глобальный характер, а их сотрудники набираются из разных стран мира. К характеристикам, отличающим международную гражданскую службу от национальной, следует отнести и то, что последняя, являясь частью государственной системы, участвует в обеспечении реализации конституционного права гражданина своей страны на труд, т.е. постоянную занятость. Международная гражданская служба таких обязательств не имеет. Под этим углом можно рассматривать всю систему управления людскими ресурсами в ММПО, в том числе условия найма и продолжительность договоров о найме/контрактов, задачи и смысл профессионального обучения и переподготовки персонала и ряд других элементов, включая мобильность или ротацию персонала. Мобильность имеет особое значение в управлении людскими ресурсами, включая в себя как ротацию персонала внутри и между организациями общей системы, так и с национальными гражданскими службами, другими национальными организациями и институтами, позволяя набирать персонал, необходимый для выполнения постоянно усложняющихся задач ММПО, которые далеко не всегда имеют достаточно времени и средств для подготовки такого персонала за счет внутренних, в том числе людских, ресурсов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Структура системы ООН и принципы международной гражданской службы» з дисципліни «Дипломатична служба»