В междуречье двух великих рек — Тигра и Евфрата — находились великие государства древности — Ассирия и Вавилон. В раннем средневековье сюда пришли из Аравии мусульманские воины, несшие на знаменах новую религию. В 762 г. был основан Багдад, ставший в последствии столицей могучего Аббасидского халифата. В 1258 г. Халифат был повержен монгольскими завоевателями, а в 1534 г. Междуречье вошло в состав Османской империи. после Первой мировой войны по замыслу Уинстона Черчилля было создано королевство Ирак, получившее формальную независимость в 1930 г. С 1920 по 1932 гг. фактически Лондон управлял Ираком на основе мандата Лиги Наций. Британия была заинтересована в эксплуатации открытых месторождений иракской нефти. В 1958 г. после очередного переворота король был свергнут и расстрелян со всей семьей в соответствии с местной традицией лишать жизнь потерявших власть. В 1966 г. к власти после очередного переворота пришла партия Арабского социалистического возрождения (БААС), лидером которой стал со временем Саддам Хусейн. Страна на Ближнем Востоке, ставшая в центре международной политики благодаря новой американской доктрине национальной безопасности, отнесший Ирак к геополитической «оси зла». По американской традиции враг персонифицировался личностью Саддама Хусейна (р.1937) — президента и премьер-министра Иракской Республики (1979—2003). Ирак обладает крупными запасами высококачественной нефти, что стало одной из причин американской агрессии 2003 года. Из-за санкций ООН, запрещающих ввоз в страну медицинское оборудование для лечения онкологических заболеваний, в 90-е годы погибло по данным иракских врачей полтора миллиона детей. В свою очередь ООН объясняет высокую детскую смертность результатом применения Багдадом химического оружия против курдов. По этноконфессиональному и этнонациональному признакам в Ираке выделяются суннитский центр, шиитский юг и курдский север. У власти в Багдаде до американской агрессии находилось суннитское меньшинство. Шииты (проирански настроенные) проживают на юге Ирака. Их восстание во время войны 1991 г. было жестоко подавлено иракской властью, погибло 30 тыс. повстанцев. Американцы рассчитывали во время агрессии против Ирака в 2003 г. на поддержку шиитов, но этого не произошло. На севере Ирака проживают курды, имеющие относительную автономию и выступающие за создание независимого государства. Вторжение американо-британских войск в Ирак было начато на основе сфальсифицированной информации о наличии оружия массового уничтожения и связях правящего режима с террористическими организациями. До девяностых годов Ирак был крупнейшей по экономической мощи страной Ближнего Востока, а вооруженные силы уступали только Израилю и Турции. Америка поддерживала Ирак в борьбе против экспансионизма иранской исламской революции «воинствующего шиизма), однако кувейтская агрессия превратила его в врага Америки. Ирак, несмотря на поражение, оставался оплотом антиамериканизма, антизападных и антиизраильских сил в регионе. После ряда террористических актов в нью-йоркском Центре мировой торговли (1993), против американских военнослужащих в Саудовской Аравии (1996) и американских посольств в Найроби и Дар эс-Саламе (1998) у американского обывателя «мусульманин» стал синонимом «террориста», а диктатор Ирака воплощением «исламского зла». Война против Ирака (2003) была более эффективной по сравнению с «Бурей в пустыне» (1991). С помощью спутниковых систем наведения огненные точки противника после обнаружения подавлялись в считанные секунды. Танки элитной республиканской гвардии были уничтожены за несколько минут боя, а устаревшие иракские самолеты не поднимались в воздух из-за своей бесполезности нанеси урон противнику. После официального окончания войны потери американцев были минимальны а катастрофические экономические (рост цен на нефть), демографические и экологические прогнозы не оправдались. Выиграв войну, американцы не смогли установить порядок в Ираке. В диверсионно-террористической войне погибло больше американцев, чем до официального объявления о конце военных действий. Поднялся уровень антиамериканских настроений на ближнем Востоке. Своим вторжением американцы создали в Ираке новый очаг исламского терроризма. В Саудовской Аравии, Египте и Иордании возникла угроза прихода к власти исламистов не путем военного переворота, а через подлинные демократические выборы. Возросли антиамериканские настроения в Индонезии, Турции и многих других странах. Профессор Принстонского университета (США) и один из авторитетных западных специалистов в области ислама Бернард Льюис в книге «Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм» (2003, русский перевод) исследует противостояние Запада и мусульманского мира как «столкновение цивилизаций». В период мрака европейского средневековья мусульманский мир представлял собой мощнейшую полиэтническую и поликультурную цивилизацию, в которой процветала торговля, наука и искусство. Европейцы получили от арабов десятичную систему исчисления, попавшую к ним из Индии. Из Китая через арабов в Европу пришло производств и использование бумаги. Даже с трудами древнегреческих мыслителей европейцы познакомились с помощью арабских переводов. Мусульмане внесли свой вклад в мировую науку, особенно в картографию, географию, геометрию и астрономию. Мусульмане проявляли больше терпимости по отношению к неверным, чем совершенные им христиане. Длительное время доминировало ошибочное мнение о причинах упадка исламской цивилизации в результате нашествия монголов в XIII веке. Льюис подчеркивает, что последующая англо-французская колонизация и американское влияние, как и монгольское нашествие, были не причиной, а следствием внутреннего ослабления Ближнего Востока. Следствием европейского влияния стал арабский антисемитизм, хотя под мусульманами евреям в прошлом жилось более свободно, чем в Европе. Роковым для арабов стали события 1948 года, когда арабские армии не смогли воспрепятствовать воле евреев по созданию своего государства на обломках британского протектората над Палестиной. По мнению ученого, главным тормозом на пути возрождения исламского мира является несоблюдение принципа отделения церкви от государства, что препятствует развитию индивидуальной свободы. Серьезным врагом модернизации выступает политика ислама в отношении женщин, исключенных из активной общественной жизни. В прошлом в арабском мире получил распространение социализм по-советски, ставший более привлекательным, чем либеральные идеи. Арабский социализм привел к тотальному контролю государства над экономикой. Это имело катастрофические последствия для региона и усилила тоталитарную власть. Коррупция на Ближнем Востоке имеет свою специфику. Если на Западе стремятся сделать деньги на рынке, чтобы купить власть, на Востоке идут во власть, чтобы получить деньги. Льюис считает, что большинство неприятностей в мусульманском мире порождает недостаток социальной и экономической свободы, включая свободу ума от догматических ограничений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Иракский конфликт» з дисципліни «Глобалістика»