После распада СССР развод по-славянски сопровождается глубочайшим кризисом идентичности. Россия, Белоруссия и Украина демонстрируют разные тенденции социального развития: вера в светлое будущее, попытка возврата к прошлому, уход от реальной действительности (от настоящего). В России кризис идентичности обусловлен сочетанием частично разрушенного традиционного общества с частичной модернизацией. Официальная Белоруссия с ностальгией о советском прошлом проявляет готовность отказаться от какой бы то ни было собственной идентичности. Украина пытается возродить национальное самосознание путем разрушения традиционной биполярности титульного этноса и имитации модернизации. В очередной раз воспроизводится модель анархического государства с примитивной адаптацией, усиливающей маргинализацию и деинтеллектуализацию общества. В результате восточнославянские государства продемонстрировали после развода разные модели развития: · российская анархическая модель «последних оплотов демократии» сменилась «управляемой демократией» государственников (выходцев из спецслужб), контролирующих контрольный пакет акций российского капитала; · украинская модель провинциального национализма трансформировалась в криминально-коррумпированное государство-завод, не выдержавшего напора очередной волны («оранжевой») демократии; · белорусская модель государство-колхоз (партизанский отряд), в котором «батька» отвечает за все виды деятельности, стала заповедником «советского строя». Российская Федерация как самое протяженное государство в мире должно обладать сильной властью. Однако вопрос, насколько власть эффективно может управлять экономикой в условиях глобализации остается открытым. Украина использовала наряду с националистической, технократическую модель государства-завода, результатом стала деинтеллектуализации общества и деиндустриализация экономики. В Белоруссии сохранена советская модель, где президент думает и заботится о всех гражданах. Однако, объединенные общими социокультурными традициями и вызовом постиндустриальной эпохи, восточнославянские страны, несмотря на разновекторные тенденции, «обречены» на взаимопонимание, согласие и сотрудничество. На постсоветском пространстве появились независимый Туркменбаши Великий, ханско-байские образования и халифат Назарбаева, на который из-за исключительно экономической привлекательности, Запад закрывает глаза. Саморазрушение Советского Союза и падение мировой системы социализма привело к демонтажу социального государства. Осуществилась деградация великой триады (духовной, политической и экономической власти) в роковую одномерность экономической власти, покупающей себе политических менеджеров. Произошла: · деградация моральных качеств под девизом «бери от жизни все»; · деинтеллектуализация и маргинализация общества, · обнищание населения; · депопуляция, рождается меньше, чем умирает; · изменение качества жизни: физическое, психологическое и социальное здоровье ухудшается; · резкое падение уровня оплаты труда, реальная зарплата меньше, чем 100-150 лет назад; · дестабилизирующая поляризация в обществе; · столкновение рыночного (неолиберального) фундаментализма с религиозным (исламским и христианским). Казалось бы, в условиях трансформации общества от тоталитаризма к демократии должна возрастать ценность думающего человека. Однако в процессе экономического глобализации появилась новая мировая тенденция отупения человечества. Американские социологи рассматривают данную тенденцию как целенаправленную политику, преследующую экономические цели. Думающий человек становится плохим покупателем и слишком умным избирателем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности восточнославянской трансформации» з дисципліни «Глобалістика»