Одной из форм проявления процессов глобализации является «культурный империализм». Его чаще всего отождествляют с американской массовой культурой, мировую экспансию которой объясняют антиавторитарным духом культурной революции. По мнению немецкого ученого Уинфреда Флака массовая культура постепенно упразднила ограничения, связанные с необходимостью определенного образовательного уровня для её потребителей. Это послужило успеху культурной революции по американскому сценарию. Этническое и культурное многообразие Соединенных Штатов (страны мигрантов) привело к развитию форм передачи информации, рассчитанных в основном на зрительное и слуховое восприятие. Потребители массовой культуры пассивны. Их настроение создается путем воздействия над подсознание. В результате произошло все большее отделение эмоционального восприятия от морального и информационного. Произошел триумф «настроения над моралью». Классическим примером наступления на мировую культуру стала индустрия Голливуда. Американцам удалось на практике внедрить ленинский лозунг о том, что кино является наиболее важнейшим из искусств. Они превратили киноиндустрию в важнейший геополитический фактор покорения мирового культурного пространства. Соединенные Штаты ежегодно тратят на самое массовое из искусств 10 млрд. долларов и выбрасывают на мировой рынок 700 картин. Столько же фильмов снимает все европейские страны при более скромных затратах. В условиях глобализации, когда интеллект и знания становятся стратегическим ресурсом развития, особое значение приобретает качественное высшее образование.Ведущие университеты мира отбирают по всему миру самых талантливых студентов. Не секрет, что в этой борьбе пока выигрывают американские вузы. По данным Шанхайского университета в 2003 году среди лучших университетом мира лидировали Гарвардский и Стэндфордский частные университеты США. В десятку лучших вузов мира вошло восемь американских университетов, а среди первых 50 — 35 находятся на территории США. В Европе лидировали Кембриджский и Оксфордский университеты (Великобритания), занимающие, соответственно, 5 и 9 место в мировом рейтинге. В Азии первое место занял Токийский университет (19 место в мировом рейтинге). Учитывая отставание от Соединенных Штатов, Европейский Союз провозгласил цели превращения Европы в регион с наиболее конкурентоспособной экономикой, основанной на знаниях. Например, в среднем годовой бюджет немецкого университета составляет 200 млн. долларов. В целях повышения конкурентоспособности Германия планирует создать несколько элитных университетов. Китайское руководство приняло программу по превращению сотни китайских университетов в научно-исследовательские центры мирового уровня. В восточноевропейских странах средний бюджет университета составляет менее 1 млн. долларов. В 90-е годы прошла волна переименований педагогических и других вузов в университеты. Однако это на качество образования не сказалось. Наоборот, в избытке оказались выпускники экономисты, бухгалтеры и юристы с низким качеством образования при дефиците этих же профессий с высоким профессиональным уровнем. Самыми востребованными профессиями стали менеджеры и аналитики. В условиях глобализации и широкого применения информационно-коммуникационный технологий возросло значение английского языка, однако существующие компьютерные программы могут осуществлять быстрый перевод информации на другой язык. В современном мире основные языки по численности говорящих (родной язык): китайский (1,2 млрд.), испанский (374 млн.), хинди (350), английский (327) и арабский (197). Среди языков межнационального общения выделяются английский, французский, испанский, португальский, китайский, русский, арабский и немецкий. В Индии, Австралии, Южной Африке английский является государственным языком. Португальский, на котором говорят 180 млн. человек, является государственным языком в Бразилии и т.д. На русском языке разговаривают 180 млн. человек, на японском языке — 130 млн. человек и по-немецки — 100 млн. человек.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Культурная глобализация» з дисципліни «Глобалістика»