Тотальное знание истории (философия истории) возникло из религиозного представления в истории как едином процессе творения. Концепция Августина, вышедшая из идеи Провидения, превращается в идею необходимости понятия, которое у Гегеля диалектически направляет развитие истории, которую затем подхватывает и видоизменяет марксизм. Возникает уверенность в том, что история может быть постигнута в ее целостности. Ошибочность такого понимания истории проявляется в монокаузальности мышления, т.е. в сведении ее к одному принципу, например посредством абсолютизации очевидного каузального фактора (для марксизма это экономический фактор истории). Идея тотального знания истории предполагает, что человек может стать над историей. А так ли это? И если нет, то тогда в чем смысл истории? Ясперс отвечает: “... значение истории: быть человеком - значит быть свободным; стать подлинным человеком - это смысл истории” /с.199/. Философская онтология говорит о том, что человек должен жить в сфере исторических возможностей, видеть открытым мир и пребывать в нем. Лишь в открытости возможностей человек сохраняет осмысленность своего поведения. Тотальное планирование лишает человека жить в открытости своих исторических возможностей. Оно лишает существование человека его подлинности. И поэтому если человек есть, т.е. остается в своей подлинности, то тотальное планирование его истории бессмысленно. Человек есть открытость, и он верит в открытость бытия. Тотальное планирование в мире людей исходит из представления о познанности природы человека. При этом существует две точки зрения: существо человека неизменно; существо человека меняется в зависимости от условий, в которых он живет. Первая точка зрения находит некий эталон человека и в соответствии с ним старается сохранить свое общество. Вторая, предполагает некий идеал человека и так планирует развитие общества, чтобы люди как можно больше приблизились к воображаемому идеалу. Обе точки зрения предполагают некую заданность существа человека, т.е. есть люди, которые стоят над человеком и на этом основании могут судить о природе человека. Экзистенциализм отрицательно относится к обеим этим позициям. Человек есть свобода, его экзистенция не объективируема и, следовательно, результаты его деятельности неведомы. Человек во вне того, что он о себе знает, он устремлен в открывшеюся возможность. Такие возможности ему открывает созерцание трансцендентности и как пишет Ясперс: “Спекулятивное размышление о будущем - отнюдь не постижение однозначной возможности, а проникновение в сферу открытых возможностей и вероятностей” /с.201/.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тотальное знание истории и тотальное планирование» з дисципліни «Основи глобалістики»