Гомеостатическая деятельность человека предполагает не только нормативность, но и определенное поведение. Последнее не может быть строго нормированным, т.к. предполагает свободный выбор. Для того чтобы поведение человека находилась в согласии с принципами функционирования экосистемы, необходимо выработать определенное мировоззрение. Выработкой такого мировоззрения занимается экологическая этика. В первые, в рамках философского курса, экологическая этика была введена в 1971 г. в США (в университете штата Висконсин). Экологическая этика исходит из той посылки, что традиционная метафизика и обусловленная ею мораль, в особенности христианская, как утверждает крупнейший историк и философ А. Тойнби, является источником современных экологических проблем /14/. Для того чтобы выработать новое мировоззрение, экологическая этика должна: во-первых, пересмотреть метафизические основания нашего мышления, и во- вторых, включить природу в сферу моральной оценки. В настоящее время в философии не выработано единого подхода к решению возникших перед ней проблем, ибо очень сложно установить общий “моральный знаменатель” между человеком и прочими живыми организмами. Однако, несмотря на сложность проблемы, уже появились работы, так или иначе (пытающиеся) решить эти проблемы. Наиболее значимой из них является этика “Благоговения перед жизнью” написанная лауреатом Нобелевской премии мира (1952 г.) немецко-французским философом Альбертом Швейцером (1875 - 1965). Рассмотрим основные положения этой работы. Швейцер считает, этика возникает благодаря глубокому осознанию мироутверждения, что исходит из личного жизнеутверждения; все это заложено в воле к жизни, которую человек и реализует. В процессе такой реализации познание мира превращается в его переживание, в результате чего человек начинает ощущать внутреннее единение с миром. Это чувство Швейцер и называет “благоговением перед жизнью”. Из этого чувства вырастает мистика этического единения с бытием. Единящим началом, т.е. позволяющим распространять этические принципы не только на человека но и все живое вокруг является - Жизнь. Более того, Швейцер считает, что из этого понятия должно исходить и сама философия, (для Швейцера, философия должна быть насквозь этикой). Вот как он вводит в философию понятие “жизнь”: “я - жизнь, которая хочет жить, я - жизнь среди жизни, которая хочет жить”. Исходя из этого понятия, Швейцер выводит понятия “добра” и “зла”. Первое способствует “жизни” а второе, на оборот, препятствует. Быть нравственным, это, значит, исходить из “святости жизни”. Проблема этики возникает в силу раздвоенности мира на две воли к жизни. Одна воля к жизни стремится соединиться с другой волей к жизни, вторая - утвердится за ее счет. Задача этики - ликвидировать эту раздвоенность воли. То, что одна воля к жизни действует против другой, вызвано незнанием, инстинктом, а не убежденностью. Человек не может убить по убеждению, даже комара. Но все же иногда такой поступок бывает необходимым. В этом случае, считает Швейцер, человек должен осознать, что делает выбор между этическим и необходимым, и если он выбирает последнее, то он должен взять на себя вину за свой поступок. При этом, Швейцер все же как-то оправдывает человека, ибо он пишет: “Чистая совесть есть изобретение дьявола” / 16. С. 223 /.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экологическая этика» з дисципліни «Основи глобалістики»