Генеральные направления энергетических коммуникаций стали важным фактором современной геополитики. На евразийском континенте идут геоэкономические войны — борьба за контроль «энергетических мостов». Энергетические ресурсы являются важным фактором социально-экономического развития. Некоторые нефтедобывающие страны превратили безжизненные территории в цветущие сады. Но известны и другие примеры. В недалеком советском прошлом нефтедоллары обеспечили существование золотого застойного периода коммунистического режима, имитирующего научно-технический прогресс. Основные направления трубопроводных магистралей на рубеже веков будут обусловлены географией добычи нефти и газа. Около 90% мировых запасов нефти сосредоточено на географических рубежах Европы и Азии от российской Арктики до Персидского залива. Эти запасы распределены следующим образом: Саудовская Аравия - 23%, Россия - 20%, Иран, Ирак и Кувейт по 12-13%. В мировой энергетике будущее — за природным газом, отличающимся высокой экономической эффективностью. Роль природного газа как наиболее экологически чистого топливного ресурса постоянно возрастает. По прогнозным оценкам доля газа в структуре потребления первичной энергии в Европе повысится в первой четверти ХХ1 века с 20 до 30 %. Уваливается потребление природного газа на электростанциях, в промышленности и в коммунальном хозяйстве. С развитием технологии переработки углеводородов возрастает значение газа как ценнейшего химического сырья. В связи с бурным экономическим развитием Азиатско-Тихоокеанского региона, где проживает примерно 40 % населения планеты, здесь так же возрастает спрос на природный газ. В начале ХХI века АТР наряду с Западной Европой станет крупным потребителем голубого топлива. Отношение центров добычи и потребления энергетического сырья в Евразии определяют возможную географию транспортировки газа с учетом геополитического фактора и международного участия в инвестиционных проектах. Стратегическая роль в обеспечении потребностей Евразии в природном газе будет принадлежать России, на которую приходится 40% мировых запасов голубого топлива. РАО «Газпром» является лидером в мировой газодобычи. Отмечаются устойчивые тенденции смещения основных районов добычи российского газа в Арктику. Крупнейшие месторождения природного газа находятся на Ямале. Здесь доказанные запасы углеводородов составляют более 10 трлн. куб. метров газа, что служит основой надежного снабжения отечественных и европейских потребителей на многие десятилетия. Крупные месторождения природного газа сосредоточены на шельфе Баренцева моря. На Штокмановском месторождении запасы газа превышают 3 трлн. куб. м. Геополитический фактор формирования основных направлений транспортировки российского газа обусловлен срединным евразийским положением страны между Западноевропейским и Азиатско-Тихоокеанским центрами экономического и технологического развития. Россия как самая крупная территориальная держава мира, имеет уникальную возможность диверсификации направлений транспортировки газа, что значительно увеличит возможность использования энергетического фактора в формировании внешней экономической политики, включая цены на газ. Поставка энергетических ресурсов и военная помощь остаются важнейшими источниками влияния России на «ближнее зарубежье». Здесь российская политика будет определяться возможностями установления различных форм контроля над транзитными трубопроводами (участие в приватизации или акционировании местного газового хозяйства, другие экономические и политические формы воздействия). В России формируется новая стратегия региональной диверсификации поставок природного газа, развитие получат три коммуникационных направления — Запад, Восток и Юг. Это усилит значение энергетического фактора в международной политике. Россия экспортирует газ в 19 государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы, где крупнейшими импортерами остаются Германия, Италия и Франция. Общий объем экспорта российского газа на рубежах столетий составил 126 млрд. куб. метров. Практически, Западная Европа «сидит» на российской «газовой» игле и прекращение поставок газа чревато самыми неприятными социальными потрясениями. Западная Европа является стратегическим направлением развития газотранспортных систем российского «Газпрома». Активная экспансия на западноевропейском рынке обеспечивает основные доходы от экспорта российского газа. Об этом свидетельствуют подписанные долгосрочные соглашения с Рургазом, концерном АВВ и другие, создающие фундамент «газового моста», включая передачу высокоэффективных западных технологий в области разведки и переработки газа. Крупнейшим заказчиком Газпрома является немецкая компания Рургаз. За период 1973-1998 гг. в Германию поступило свыше 365 млрд. кбм российского газа. Долгосрочные контакты с Рургазом гарантируют Газпрому прочные позиции на немецком рынке и в будущем. Центральное место в перспективном сотрудничестве занимает проект Ямал - Европа, согласно которого в Германии будет создан распределительный коммуникационный узел с направлениями на Амстердам и Париж. Таким образом, укрепление «газового моста» Восток - Запад усиливает геополитическую ось Россия - Германия, доминирующую в Центрально-Восточной Европе. Наиболее приоритетным является создание газотранспортных систем в направлении Западной Европы через Белоруссию и балтийские порты. Это направление становится перспективным не только по геополитическим причинам, но и в связи с тенденциями смещения основных районов добычи на крайний север России. При благоприятном международном климате английские, норвежские и ближневосточные конкуренты не смогут вытеснить Россию с западноевропейского рынка. Только в условиях крайней политической конфронтации Запад может пойти на определенные жертвы и отказаться от российского газа. Большинство трубопроводов, снабжающих газом Западную, Центрально-Восточную, Южную Европу и Турцию проходят через Украину. Учитывая, что 90 % природного газа экспортируется через территорию Украины, где на протяжении длительного времени отмечался несанкционированный отбор энергетического сырья, Россия начала осуществлять политику диверсификации транспортных маршрутов, предусматривающих организацию альтернативных путей экспорта газа на европейские рынки. Главный «газовый мост» будет сооружен между Россией и Западной Европой через Белоруссию и балтийские порты. Трасса будущего трубопровода Ямал - Европа пройдет западным маршрутом через Белоруссию к Берлину и далее в Голландию и Францию. Наращивается мощность южной газотранспортной системы из России в Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию, Грецию и Турцию. Осуществляется проект прокладки трассы по дну Черного моря между Новороссийском и турецким портом Самсун. Таким образом, все причерноморские страны являются потребителями российского природного газа, хотя это не исключает возможность создания альтернативных источников снабжения. Газотранспортные системы соединяют Россию с республиками Южного Кавказа и Центральной Азии. После распада СССР сложилась новая геостратегическая ситуация в экспорте российского газа. Потеря портов на Балтийском и Черном морях, политические и экономические проблемы транспортировки газа в Западную Европу через территории новых независимых государств, увеличение опасности экономического отторжения Дальнего Востока, возрастание геоэкономической роли Азиатско-Тихоокеанского региона обусловили формирование российской концепции восточного «газового моста». Япония, Южная Корея, Тайвань, Таиланд и другие азиатские страны являются крупными импортерами природного газа. На уровне 2010 года нижняя граница емкости местного рынка Японии, Южной Кореи и Китая в российском природном газе оценивается в 40-50 млрд. куб м. Среди многочисленных инвестиционных проектов рассматривается вариант сооружения мощной Транссибирской газовой магистрали: северные районы Тюменской области - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Китай - Южная Корея. В последующем, возможно подключением к трассе месторождений Томской и Иркутской областей и Республики Саха (Якутия). Еще в 70 — 80-х годах планировалось освоение месторождений в Якутии и на Сахалине для экспорта в Японию природного газа, однако ограниченные инвестиционные возможности России не позволили реализовать эти компенсационные проекты. В настоящее время выделяется группа проектов, реализуемых с помощью кредитов Японии и других зарубежных компаний «Сахалин-1,2,3,4». К 2005 году возможна добыча 22 млрд. куб м природного газа, в том числе 10 млрд. куб м — на экспорт. В качестве базовых месторождений Сибири при организации крупномасштабной газодобычи на экспорт рассматривается Ковыктинское — в Иркутской области, Средневилюйское — в Республике Саха и Собинское — в Красноярском крае. В последние годы большие надежды в России связаны с возможным выходом российского газа на китайский рынок. Китай не в состоянии обеспечить растущие потребности в природном газе за счет собственных ресурсов и подписал протоколы с Россией о намерениях импорта энергетический ресурсов. Китай планирует получать из России ежегодно в течении 25 лет по 30 млрд куб м газа. Имеется несколько инвестиционных проектов сооружения газопроводов из Западной Сибири от Уренгоя длиной более 6,5 тысяч км, от Ковыктинского месторождения в Иркутской области длиной 3 тысяч км и проект подключения к этой магистрали газопровода из Якутии. Однако при обсуждении технологии реализации возможных проектов возникли трудности. Китай настаивает на транспортировки не первичного сырья, а готового продукта, например, бензина, или электроэнергии через кабельные системы. Строительство традиционных высоковольтных линий приведет к отчуждению больших площадей земли, на что китайская сторона не может согласиться. С другой стороны, укладка специального кабеля значительно снижает эффективность проекта для российской стороны. Китай выступает и против трубопроводной транспортировки природного газа, настаивая на его переработки в Сибири с передачей части китайской квоты на выбросы в атмосферу. Китай, вступивший во Всемирную торговую организацию, вынужден ограничивать согласно международным требованиям, развитие производств, загрязняющих природную среду. Началось крупномасштабное освоение углеводородных ресурсов Каспийского региона, где проект «Тенгиз» оценивается в 20 млрд. долларов, и в его реализацию американская компания Шеврон уже вложила свыше 1 млрд. долларов. Подписан азербайджанский «контракт века» на 8 млрд. долларов. В созданном международном консорциуме пять американских компаний получили 44% акций. Выделяется несколько направлений транспортировки каспийской нефти, в том числе российское и грузинское к черноморским портам, турецкое — к портам Средиземноморья, иранское — к Персидскому заливу, восточное — к странам АТР и в Пакистан. Учитывая, что на возможных направлениях транспортировки нефти расположены крупные очаги региональных конфликтов на Северном Кавказе, Нагорном Карабахе и Курдистане, предпочтение в будущем получат маршруты, контролируемые США и их союзниками по НАТО. На южноевропейском театре НАТО в Средиземноморье сосредоточена самая крупная группировка военно-морских сил Североатлантического блока, способного защитить «жизненные интересы» стран участниц инвестиционных проектов в Каспийском регионе. После террористического акта 11 сентября 2001 года против Америки появился новый проект Великого энергетического моста. Он связан с переориенацией Соедиенных Штатов с ближневосточной на другие источники нефти. В 2002 году были осуществлены поставки российской нефти в Америку, состоялась первая америикано-российская конференция по сотрудничеству в области энергетики. Россия по объемам нефтедобычи практически сравнялась с мировым лидером — Саудовской Аравией. Соединенные Штаты являются крупейшим потребителем нефти (25 % мирового импорта). Поэтому появился проект нового энергетического моста, позволяющего уменьшить зависимость американской экономики от поставок нефти из нестабильного, взрывоопасного ближневосточного региона. Реализация этого проекта требует раширения разведки недр, освоения новых шельфовых месторождений, модернизацию устаревшего оборудования. Необходимо строительство новых портов, так как существующие на Балтике и Черном море не могут принимать супертанкеры. Глубоководные причалы, возможно, будут сооружены в Мурманске или Находке. Для России открываются перспективы реализации других транспортных проектов века — Арктической и Азиатско-Североамериканской магистралей. Это станет возможным, если российская власть найдет геополитический баланс интересов между Западом и Востоком, прежде всего Китаем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Великий энергетический мост» з дисципліни «Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору)»