Особый интерес представляют процессы регионализации в условиях самого протяженного государства мира. Открытие российской экономики обнажило многие слабые стороны её мирохозяйственной интеграции. Экономика страны оказалась неконкурентоспособной в изменившихся условиях. Сравнительные экономические преимущества, унаследованные от Советского Союза, в значительной степени утрачены. Для улучшения финансового положения страны и наращивания конкурентоспособности необходимы крупные иностранные инвестиции и меры по сокращению оттока за рубеж отечественного капитала. Академик Дмитрий Львов (2002) отмечает роль России как геотранспортного коридора между Европой и Азией, обеспечивающего самую короткую и эффективную транспортную, инфраструктурную и информационную связь между главными экономическими и политическими центрами мира. Россия лидирует в мире по природно-ресурсному потенциалу, а ежегодный поток доходов от его использования превышает 60 – 80 миллиардов долларов. Однако геоэкономические преимущества России не удается эффективно реализовать. В условиях либерализации особенно противоречиво влияние внешних факторов на региональное развитие. Леонид Вардомский (1997), внесший значительный вклад в развитие геоэкономики, обосновал концепцию «энергетики» регионализма. В отличие от глобализма, в основном опирающегося на технологическую и культурную унификацию, регионализм реализуется через историческую и географическую близость и стремление соседних стран сохранить свою культурную идентичность. Так, например, приграничный регионализм смягчает неравномерность хозяйственного развития в условиях глобализации. Приграничное сотрудничество, наряду с региональным и субрегиональным, играет исключительно важное значение для трансграничного движения людей, товаров и информации. От того, как материальные и трудовые ресурсы и условия страны и регионов дополняются трансграничными потоками капитала, товаров, технологий и информации, зависит энергетика регионального развития. Региональное развитие Вардомский определят применительно к России как изменение территориальной структуры хозяйства в соответствии с научно-техническим прогрессом, возрастающей мобильностью факторов производства и конкуренцией, растущими социальными и экологическими требованиями. Неравномерность регионального развития проявляется в факторах территориального разделения труда, социально-экономической пространственной дифференциации, территориальной структуре хозяйства и конкурентоспособности региональных условий хозяйствования. В результате пространственной дифференциации условий хозяйствования выделяются лидирующие и отстающие, богатые и бедные районы. Лидирующие и богатые районы часто выступают в качестве генераторов экономического и культурного развития. Внешнеэкономическая либерализация в России имела «шоковый» характер и осуществлялась по схемам международных финансовых институтов, отработанных на многих развивающихся странах. Отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, сопровождаемая не всегда продуманными решениями, привела к значительным потерям для государственного бюджета. Либерализация сопровождалась отсутствие государственного валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Новые границы России, не имеющие таможенного прикрытия, способствовали развитию контрабанды. Большая разница между внутренними и мировыми ценами потребовала введение экспортных пошлин. В отношении иностранных инвестиций возобладал унифицированный подход к экономическим агентам, действующим на территории России. В результате были отменены многие налоговые и таможенные льготы, предусмотренные союзным законодательством и компенсирующие высокие риски предпринимательской деятельности. Отмена льгот вызвала ориентацию зарубежных инвесторов преимущественно на высокодоходные и некапиталоемкие проекты. Одновременно иностранные инвесторы получили оперативный простор для деятельности на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг. Этому способствовали денежный дефицит и слабость российских банков, введение режима конвертируемости рубля по текущим валютным операциям и другие причины. Либерализация внешнеэкономической деятельности была нацелена на решение текущих проблем, отсутствовала долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны. Таможенные импортные тарифы слабо учитывали интересы отечественных производителей. На протяжении ряда лет существовал практически беспошлинный импорт и только в конце 90-х годов был установлен умеренно протекционистский режим. Мирохозяйственная интеграция России осуществлялась как и в прошлом за счет экспорта топливно-энергетических ресурсов и импорта потребительских товаров. На устаревшей технологической базе оказалось невозможным эффективное развитие открытой экономики, диверсификация экспортных функций. Таким образом, как отмечает Леонид Вардомский, осуществленные институциональные преобразования не дали структурного результата, выражавшегося в увеличении конкурентных преимуществ. Рост зависимости от внешних займов, структура внешней торговли, падение доходности экономики и, наконец, финансовый кризис 1998 года способствовали приданию России специфики периферийной экономики. Как стало очевидным, либерализация оказалась необходимым, но не достаточным условием для устойчивого экономического роста. Среди объективных причин выделяются инерционность российского хозяйства, существовавшего многие годы в неконкурентной среде. Монополизация экономики, преобладание крупных производств с устаревшими технологиями и слабой способностью приспосабливаться к меняющимся условиям хозяйствования также не способствовали успешной либерализации, сопровождавшейся так же политической и финансовой нестабильностью. Субъективные факторы, усилившие негативные результаты либерализации, обусловлены криминализацией открытой экономики и корпоративными интересами влиятельных финансово-промышленных групп, получивших многочисленные преференции. Дефицит государственного бюджета ограничил финансовые возможности Федерального центра в проведении региональной политики. На этом фоне усилилась пространственная дифференциация внешнеэкономической либерализации. Основные российские экспортные производства сосредоточены в сибирских, уральских и поволжских регионах, а в импорте важную роль играют Москва и приграничные территории. Московский регион лидирует по привлечению иностранных инвестиций. Вардомский выделяет три типа региональной открытости российской экономики: центральный, приморский (приграничный) и проэкспортный. Центральный тип наблюдается вокруг крупных городов-миллионеров (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Самарская и Свердловская области и республика Татарстан). Это регионы с наиболее благоприятным предпринимательским климатом и разнообразными внешнеэкономическими связями. Здесь особо выделяется Москва, усилившая в силу геополитического положения свою исключительную роль в открытой экономике и мирохозяйственных связях. Москва, став плацдармом освоения российского пространства для зарубежных компаний и банков, эффективно использует столичную ренту. Приморский (пограничный) региональный тип отличается относительно высокими показателями внешнеэкономической открытости при сравнительно узком спектре внешней торговли и высоком удельном весе в ней соседних стран (Приморский и Хабаровский края, Сахалинская, Камчатская, Магаданская области, республика Карелия, Калининградская и Ростовская область и Краснодарский край). Открытость проэкспортного типа связана с крупномасштабным экспортным производством, привлекательным для иностранных инвесторов и кредиторов (Тюменская область, республики Коми, Башкортостан, Хакасия, Красноярский край, Архангельская, Белгородская, Кемеровская, Челябинская и другие области). Высокие относительные показатели внешнеторговой открытости достигаются благодаря крупным объемам экспорта. Кроме вышеперечисленных типов, в России выделяется периферийные регионы, имеющие ограниченные внешнеторговые связи и малопривлекательные для иностранных инвесторов (большинство областей и республик Центрального, Волго-Вятского и Поволжских районов, северокавказские республики и большинство автономны округов). Современная территориальная структура открытой экономики обусловлена государственной монополией и особенностями регионального развития в советский период, когда преимущественно осваивались северные и восточные регионы, удаленные от морских торговых портов и пограничных переходов. Приграничные территории России, в том числе западные, являются менее развитыми и экономически более депрессивными, образуя своеобразный барьер вхождения страны в мировую экономику. Огромная протяженность России при низкой плотности населения, большие расстояния между производителями и потребителями, растянутость многих технологических циклов производства, большие межрегиональные различия в уровнях социально-экономического развития сдерживают процессы мирохозяйственной интеграции и сохраняют высокие риски предпринимательской деятельности. Размещение производств в экстремальных природно-климатических условиях так же приводит к удорожанию продукции. *** Исходя из тенденций глобализации и регионализации обратимся к основным полюсам экономического и технологического развития, которые будут определять геоэкономическую стратегию ХХI века.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Российский регионализм» з дисципліни «Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору)»