ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Религиозно-культурные корни цивилизационной специфики восточноевропейских и латиноамериканских народов
Посмотрим теперь на религиозно-культурную идентичность Восточноевро­пейского и Латиноамериканского макрорегионов в их соотношении с Новоевро-пейско-Североатлантической цивилизацией. Имея во многом общие христиан-ско-позднеантичные основания, культуры этих трех цивилизационных блоков находятся друг к другу (точнее двух первых по отношению к третьей) значитель­но ближе, чем к Мусульманской или тем более какой-либо иной цивилизации. Это способствовало относительной легкости восприятия немногими представи­телями образованных слоев латиноамериканских или восточнохристианских народов отдельных западных идей и достижений — при, понятно, их специфи­ческой интерпретации. Примером может быть восприятие в России взглядов Г.В. Гегеля или Ф.В. Шеллинга, позднее К. Маркса или Ф. Ницше.
Однако и в таком случае, особенно для сколько-нибудь широких кругов чита­ющей публики, восприятие западных представлений, ценностей и установок не могло и не может быть органическим, поскольку местные культуры не прошли (или прошли крайне поверхностно, сугубо внешне и с большим запаздыванием) тех этапов развития, которые были внутренне, во всей их полноте, пережиты Западом. Православный мир как таковой не пережил ни гуманизма, ни Реформа­ции, ни (при некоторых оговорках относительно Украины и Белоруси, особенно их западных областей, а также Сербии и восточнороманских княжеств) барокко
Гуманизм, как о том шла речь выше, в специфически греческой форме зарож­дался в Поздней Византии — в ХГУ в., однако последующие трагические события византийской истории не дали ему развернуться. Из возникших в уже обречен­ной на гибель "империи ромеев" духовных движений именно исихазм, а не гума­низм оказал качественное воздействие на культуру православных народов — до "нестяжателя" Нила Сорского (1433—1508 гг.) в Московском государстве и Ивана Вишенского, галицкого полемиста и борца против Брестской унии (40-е гг. XVI в. — ок. 1620 г.). Итальянский Ренессанс нашел в православных землях, главным образом во Львове втор. пол. XVI — нач. XVII в., лишь запоздалое, фрагментарное и внешнее (почти исключительно в архитектуре, благодаря работавшим в нем западным зодчим — итальянцам Пьетро Барбони, Паоло Доминичи и пр.) отраже­ние. Однако сколько-нибудь существенное воздействие гуманистического миро­понимания на православный люд и здесь обнаружить трудно.
Более существенное воздействие на духовную жизнь православных земель Речи Посполитой, прежде всего Волыни и Галиции, имели идеи Реформации Однако и их влияние пошло на спад в условиях ожесточения католической реакции в Польше с конца XVI в., с одной стороны, и развернувшейся наКонтраверзы макрохристианского мира и традиционные цивилизации востока 601
территории Украины (под православными лозунгами) освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого — с другой. Ориентированные на протес­тантизм украинские интеллектуалы того времени типа Ю. Немирича оказались непонятыми, а в следующую, Петровскую, эпоху симпатизировавший протес­тантизму Ф. Прокопович уже работал в качестве архитектора и "прораба" при возведении основ российского абсолютизма.
Впервые по-настоящему творчески и глубоко Украина (в том числе и Под-непровская) и Белорусь из западных идейно-стилистических направлений вос­приняли лишь барокко, к культуре которого, главным образом уже в первой четверти XVIII в., начинает приобщаться и Россия. При этом восприятие ба­рокко в России имело, скорее, парадно-придворный (в архитектуре, изобрази­тельном искусстве, развивавшихся тогда при решающей роли иностранных влияний), чем духовно-сущностной вид.
По преимуществу сугубо поверхностным, однако уже в относительно широких кругах дворянства времен царствования Екатерины II было и воспритие философии французских просветителей. Просветительство выступало, no-сути, не в его аутен­тичной "энциклопедистской" форме (при том что Д. Дидро приезжал в Петербург, а Екатерина II состояла в переписке с Вольтером), а в форме массонства. Куда более органически и системно Россия восприняла классицизм, глубоко созвучный идеа­лам дворянско-бюрократической верхушки самодержавной империи.
Неукорененность на православной почве таких проявленных в культуре Ренессанса и Реформации феноменов западноевропейского духа Нового вре­мени, как индивидуализм и рационализм, блокировала возможность адекват­ного восприятия последующих идейных достижений протестантско-католичес-ких народов в Восточной Европе. Личность на уровне массового сознания так и не утвердилась в качестве самостоятельной субстанции религиозной, нрав­ственной и интеллектуальной жизни. Человека могли так же легко растоптать, как и возвысить. Но обращает внимание то обстоятельство, что и он сам — будь то Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.В. Суворов, Г.Р. Державин и прочие све­тила Екатерининской эпохи (исключение составляет разве что воспитанник Киевской академии С.И. Гамалия) — не мыслил себя вне государственной ма­шины неким автономным и самодостаточным, монадным образованием.
Некоторый сдвиг здесь мы наблюдаем только с поколения декабристов, особенно у П.Я. Чаадаева, и А.С. Пушкина. Но и М.Ю. Лермонтов был в своем персоналистическом (а подчас и демоническом) индивидуализме глубоко оди­нок и прекрасно это осознавал. В этом отношении НА. Бердяев был едва ли не первым среди представителей восточнохристианской культуры, кто явственно и во всей полноте выразил персоналистический принцип и хотя бы отчасти был понят современниками.
Что уж говорить о многомиллионных массах простого народа. Между че­ловеком и Богом сохранялся по преимуществу чрезвычайно консервативный клир огосударствленной церкви — так же точно, как между человеком и ца­рем находилась гигантская бюрократическая пирамида. Официальная цер­ковь требовала не внутренней, личностной веры, а соблюдения ритуалов и освященных традицией правил, так что религиозность выступала не столько внутренне мотивированной, сколько внешне запрограммированной.
При этом в условиях практически полной неосведомленности абсолютного боль­шинства православного люда относительно библейских текстов (православное из-602 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество
дание на русском языке Четвероевангелия было впервые осуществлено только в 1860 г., а Библии в целом — в 1876 г.) народное православие было перенасыщено языческими рудиментами. Это и многое другое определяло неперсоналистический характер религиозного сознания практически всего восточнохристианского населе­ния Восточноевропейско-Евразийского региона. Внешняя, обрядовая сторона неиз­менно доминировала над индивидуальным постижением истин христианства.
Определенным преодолением такого состояния и выступало распростране­ние атеизма в качестве своеобразного способа духовного освобождения уже прикоснувшегося к плодам образования человека от официальной огосудар­ствленной церкви. Как в связи с этим писал Н. А. Бердяев:
"Именно абсолютически-монархическое понимание Бога породило атеизм как спра­ведливое восстание. Атеизм, не вульгарно-злобный, а высокий, страдальческий ате­изм, был диалектическим моментом в богопознании, он имел положительную миссию, в нем совершалось очищение идеи Бога от ложного социоморфизма, от человеческой бесчеловечности, объективированной и перенесенной в трансцендентную сферу"1.
Во многом схожую ситуацию наблюдаем и в Латинской Америке, католи­цизм основной массы населения которой можно в не меньшей (если не в боль­шей) степени, чем русское (славянское в целом) православие, характеризовать как "обрядоверие" и "двоеверие". С эпохи конкисты католицизм выступал в качестве официальной, государственной религии, органичной для испанских и португальских переселенцев (практически не затронутых даже духом гуманиз­ма, не говоря уже о Реформации), однако насильственно и сугубо поверхност­но навязанной индейскому земледельческому населению (потомкам создате­лей цивилизаций доколумбового времени) и невольникам-неграм.
Гуманизм как духовное направление в самой Европе исчерпывается еще до испанского завоевания Мексики и Перу, так что никакого сколько-нибудь су­щественного влияния в колониальной Латинской Америке он иметь не мог. Тем более в конкистадорах, людях весьма часто с криминальным и менее всего с университетским прошлым, трудно заподозрить почитателей Платона, Пет­рарки или М. Фиччино.
Еще меньше шансов для проникновения в сознание колониального латиноаме­риканского общества имели идеи Реформации, за исключением тех немногих ост­ровов Карибского моря (как Ямайка, Барбадос или Тринидад и Тобаго) или близле­жащих побережий (как Гвиана), где закрепились голландцы и англичане. Однако едва ли в восприятии предельно извращенного христианства (когда Бог трактовался как верховный надсмотрщик) черными невольниками на плантациях испанско-ка­толической Кубы и английски-протестантской (с 1655 г.) Ямайки была какая-нибудь существенная разница. Конфессионализм навязывался сверху и выступал в сугубо формально-обрядовой форме, тогда как сознание основной массы населения Ла­тинской Америки выразительно демонстрировало и демонстрирует по сей день свою языческую подоснову, индейскую или негритянскую. Достаточно вспомнить бра-зильско-негритянский культ Бакумбы, гаитянскую религию Були и пр.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религиозно-культурные корни цивилизационной специфики восточноевропейских и латиноамериканских народов» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит додаткового капіталу
АТ-команди
ГОЛОВНІ РИНКОВІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРУ
Вартість власного капіталу
Технологічний процес виготовлення ДСП


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 687 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП