Становление структуры Западнохристианской цивилизации
Раннесредневековый Западнохристианский мир сложился вокруг оси — папский Рим — Франкское королевство, однако его первичной основой были массы деморализованного лавиной обрушившихся бедствий романоязычного населения западноримских провинций, признававшего христианство в Никей-ском вероисповедальном символе. Недееспособность имперских структур разительно контрастировала с активностью Ватикана, создававшего эффективную иерархическую структуру в пределах латиноязычного Запада. Особую роль здесь сыграли усилия папы ЛьваЗападнохристианская цивилизация средневековья__________________________________495 I (440—461), который впервые разработал систематическое учение о примате римского первосвященника, не принятое Восточной церковью. При нем православно-католическое (неарианское) духовенство латиноязычного Запада полностью признавало верховенство Рима. Следующим важным, может быть, даже наиболее важным шагом на пути как дальнейшего возвышения папства, так и формирования основ Западно-христианского мира было обращение в католическую веру франков, точнее их короля Хлодвига (488—511) и его окружения. В отличие от большинства германцев, овладевших территориями бывшей Западно-Римской империи, франки не принимали арианства, оставаясь долгое время в язычестве. Между тем они прочно удерживали области современных Бельгии и Люксембурга, ближайшие к ним районы Франции и Прирейнские территории Нидерландов и Германии с их исконными землями к востоку от этой реки в бассейне р. Майн (Франкония с Франкфуртом-на-Майне). Женатый на принявшей католичество Клотильде, принцессе Бургундского дома, и унаследовавший от отца дружественные связи с властвовавшим в Италии Одоакром, франкский король Хлодвиг обращает свое оружие против союзного вестготам (владевшим Южной Францией и Испанией) Сиагрия, возглавлявшего галльско-романское население Северной Франции. Победа над ним в 486 г. позволила расширить владения франков до Бретани (признавшей зависимость от них в 497 г.) и Луары. В результате, основной массой обитателей франкского государства стали верные Ватикану галло-римляне. Разворачивавшееся Хлодви-гом наступление на ариан-вестготов (походы в Аквитанию и овладение Бордо в первой половине 498 г.) стимулировали поиски сближения с католическим населением и духовенством Южной Галлии, тяготившегося правлением "еретиков". Все это при очевидной дискредитации в новых условиях прежнего германского язычества усилий действовавшей с санкции Ватикана Клотильды и пр. определило крещение по латинскому обряду Хлодвига на Рождество 498 г. Поддержка Ватикана и местного галльско-романского населения (видевшего в нем как минимум единоверца) способствовали завоеванию Аквитании (507), и хотя Хлодвигу так и не удалось выйти к Средиземному морю, он получил официальное признание в качестве правителя Галлии со стороны враждебного готам-арианам императора Византии Анастасия. Еще ранее, к 502 г., им были окончательно подчинены алеманы в пределах Эльзаса, Бадена и Дюртемберга, после чего была ликвидирована и власть сохранявшихся по Рейну франкских вождей. В результате, к моменту его кончины Франкское королевство, столицею которого в это время стал Париж, простиралось от центральных областей Германии до Пиренеев, находясь в дружественных отношения как с Ватиканом, так и с Константинополем, которые морально (что с учетом численного преобладания в Западной Европе романоязычного католического населения, враждебного королям-арианам, было немаловажно) поддерживали франков и рассматривали их в качестве своих потенциальных союзников в борьбе с Остготским и Вестготским королевствами. Принятие христианства Никейского вероисповедания от Римского папы было существеннейшим фактором усиления и территориального расширения державы франков, правители которой, несмотря на свое германское происхождение, в конфессиональном отношении воспринимались потомками граждан Западноримской империи в качестве "своих". Их легитимность санкционировалась все еще сохранявшим свой авторитет в качестве высшей (имперской)496 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья властной инстанции Константинополем и неизменно повышавшим свой моральный и политический рейтинг Ватиканом. Обращение франкской верхушки в католицизм способствовало качественному возрастанию роли епископата в пределах их обширного королевства. Епископская власть в Галлии VI в. была глубоко укоренена во все еще сохранявшемся муниципальном устройстве городов, где она опиралась на широкий слой горожан-куриалов и была тесно связана со старой сенатской аристократией. В эпоху крушения институтов верховной римской власти и постепенного вытеснения римлян из сферы светского управления во вновь образованных варварских королевствах получение епископского сана для представителей местных аристократических родов означало обретение самого влиятельного и прочного положения, на которое они только могли рассчитывать. Ввиду этого, отпрыски знатных семей из поколения в поколения добивались избрания в епископы, при том что в VI в. епископальная церковь представляла уже и значительную экономическую силу. Опираясь на избиравших его горожан (при ведущей роли состоятельных людей-куриалов, выборных должностных лиц и клира), епископат сохранял живую связь и преемственность с муниципальными традициями конца античности, часто собирался на поместные соборы и оказывал самое существенное влияние на политическую жизнь Франкского королевства, по крайней мере до середины VII в. Продолжавшееся до середины VI в. расширение территорий Франкского королевства на юг (с санкции Юстиниана I, боровшегося в это же время с ариан-скими королями вандалов, остготов и вестготов) привело к подчинению ими Лангедока (531), завоеванию обширного Бургундского королевства (532—534) и овладению Провансом. Последнее открыло им выход к Средиземному морю и вывело на рубежи Италии, еще более приблизив к римским первосвященникам, тяготившимся как установленной над их городом властью императора Византии (с 536 г.), так и своеволием занявших в 568 г. большую часть Италии ариан-лангобардов, хозяйничавших в предместьях "Вечного города". Наметившийся к концу VI в. явный политический упадок Византии, не способной справиться с нашествиями славян и авар на Балканах, определял еще большую ориентацию пап на франкских королей как на естественных, "единоверных", союзников, не претендовавших, в отличие от византийских императоров, на вмешательство во внутрицерковные дела. Уже папа Пелагий II (579— 590) пытался привлечь франков к борьбе с лангобардами, при том что не имевший сил оказать Риму действенную помощь византийский император Маврикий полностью одобрял укреплявшийся между этими силами союз. И в 584 г. франкскому королю Хильдеберту II удалось оказать Ватикану существенную услугу успешными акциями против лангобардов в Северной Италии. Однако в эти годы реального объединения Западнохристианского мира в некое функционально единое целое достигнуто еще не было, поскольку само государство франков вскоре распалось на враждовавшие между собой Нейст-рию, Австразию и Бургундию. В условиях смут во франкских владениях особенно важную роль сыграла консолидация сил церкви и ее активная политика при папе Григории I (590— 604). Будучи вполне лояльным по отношению к императору Маврикию, он в то же время более решительно обращался к королям Запада, причем не только франкским, но и вестготским, незадолго перед тем отказавшимся от арианства в пользу исповедания Никейского символа веры. Прежде всего, Григорию уда-Западнохристианская цивилизация средневековья 497 лось не только примириться с лангобардами, но и, действуя через королеву Теоделинду, в 591 г. обратить в католицизм ее супруга короля Агилульфа, за которым последовали правящая верхушка и народ. Следующей акцией стало утверждение христианства среди англосаксов Британии: посланный папою монах Августин с несколькими сподвижниками достиг Англии и обратил в католицизм "короля" области Кент (597), после чего к 685 г. латинское христианство было принято и другими шестью "королевствами" острова. Существеннейшим образом с рубежа VI—VII вв. на Западе возрастает роль монастырей. Сперва они ориентировались на восточные уставы, однако очень быстро их "пустыни" превращаются в цветущие экономические и культурные центры, условия жизни в которых мало напоминают те, что были свойственны анахоретам Фиваиды или Синая. Если Иоан Кассиан (ок. 360—431) составлял устав еще на основании восточных образцов, то Бенедикт Нурсийский (490— 543) исходил уже из реальной практики Запада, значительно смягчая аскетические требования и акцентируя внимание на том, чтобы каждый из братии занимался каким-то делом в соответствии со своими силами и способностями. Такая переориентация монашества в сторону практических, жизненных потребностей, вполне оправданная в века постепенной варваризации, связанной с падением образованности, натурализацией хозяйства и пр., бывших провинций Западной империи, была поддержана Григорием I. Благодаря этому, уже во времена папы Бонифация IV (608—615) монашество становится основной "культуртрегерской" силой среди народов Западной Европы. Монахи-бенедиктинцы расчищают леса и осваивают пустоши, превращая их в возделанные поля и гады, как миссионеры идут к еще не принявшим христианство германцам, переписывают книги и обучают грамоте детей в основываемых ими при монастырях школах. Эти усилия постепенно начинали приносить плоды. Благодаря активным усилиям монаха-проповедника Бонифация (680—755), поддержанного папой Григорием II (715—731), завершилось начатое Виллибредом обращение фризов и были сделаны решающие шаги в деле христианизации германцев Аллемании, Баварии, Гессена и Тюрингии, над которыми он в 731 г. и был поставлен архиепископом. При его прямом участии здесь было основано много монастырей, причем не только мужских, но и женских, из которых наибольшее значение имела ставшая центром раннесредневековой образованности в Германии Фульд-ская обитель. Такого рода деятельность способствовала' сближению этих новообращенных территорий с Франкским государством. К этому времени Франкское государство при его энергичном фактическом правителе Карле Мартелле (714—741) не только вновь консолидируется, но и активизирует свою завоевательскую политику в Германии, действуя в этом рука об руку с католическими миссионерами. В 721—738 гг. он ведет упорные и победные войны в Германии, завоевывает земли фризов — все побережье Северного моря от дельты Мааса и Рейна до устья Везера, в 732 г. разбивает при Пуатье вторгшихся в центральную Галлию из Испании арабов и в течение 733—739 гг. совершает ряд победоносных походов на юг, укрепляя власть над Бургундией, Аквитанией и Провансом и присоединяя отвоеванную у мусульман Септиманию с Нарбонной — областью на побережье Средиземного моря между Пиренеями и устьем Роны. В результате таких усилий владения франков простираются от Пиренеев почти до Эльбы, где им противостояли саксы и полабские славяне. При этом,498 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья владея Провансом, Бургундией, землями алеман и баваров, франки почти по всей ширине Альп охватывают занятую лангобардами Северную Италию. Поэтому вполне логичным было обращение папы Григория III с просьбой о помощи к Карлу Мартеллу в его борьбе с угрожавшими Риму лангобардами в 739 г Союз властителей франков, бесспорно ставших ведущей военно-политической силой в Западной Европе после завоевания арабами королевства вестготов в Испании в 711—718 гг., и папского престола, вставшего в принципиальную оппозицию к Византии в эпоху иконоборчества (начавшуюся в 20-х гг. VII в.), укреплял все более четко выкристаллизовывавшуюся структуру Западнохристианско-го мира. Последующие Каролинги, потомки Карла Мартелла — его сыновья Кар-ломан (741—747) и Пипин III Короткий (741—768), тем более сын и наследник последнего Карл Великий (768—814), довели процесс консолидации основного ядра средневековой Западнохристианской цивилизации до конца. С середины VII в. сближение франкских Каролингов и пап происходит все более решительно, что во многом стимулировалось продолжавшимися распрями Рима с лангобардами при усиливавшейся его отчужденности от иконоборческой Византии. По просьбе папы Стефана II, приехавшего к Пипину III и помазавшего его, королеву и двух сыновей на царствование, франки в 754 и 756 г. совершают два победоносных похода в Италию. Результатами их были разгром лангобардов и создание из захваченных ими ранее у Византии владений в Средней Италии отдельного Папского государства, протянувшегося полоской через Апеннины от Адриатического к Тирренскому морю и включавшего такие города, как Равенна и сам Рим. Последовавшие протесты обессиленной внутренними смутами и борьбой с арабами Византии ни к чему не привели. Более того, избранный после смерти своего предшественника папой в 757 г. Павел I известил о начале своего понтификата не восточного императора, а короля франков. С этого момента Рим перестал датировать официальные документы годами правления императоров Византии и стал чеканить собственную монету. К этому времени, не принимая иконоборческой политики императоров, от Византии отложились еще остававшиеся в ее руках города Северной Адриатики во главе с Венецией, так что в Италии византийские владения ограничивались теперь лишь расположенными на ее крайнем юге Апу-лией и Калабрией, а также Сицилией — до ее захвата арабами в начале X в. Окончательное конституирование первичного романо-германского, католического в конфессиональном и франкского в политическом отношении, ядра Западнохристианской цивилизации относится ко временам Карла Великого. Прежде всего, в 773—774 гг. ему удается завоевать государство лангобардов и короноваться его короной, распространив свою власть на всю Северную и частично Центральную Италию до Рима. В дальнейших войнах ему удается, во-первых, добившись определенных успехов в борьбе с испанскими маврами, перенести границу с ними на юг от Пиренеев, проведя ее по р. Эбро; во-вторых, после упорной борьбы завоевать и крестить саксов, выйдя, таким образом, на линию Средней и Нижней Эльбы; в-третьих, разгромив Аварский каганат, подчинить его прежние владения до Среднего Дуная, распространив власть на славянское население восточных предгорий Альп, хорутан-словенцев, и частично на племена хорватов, подводя и их под каноническую власть Ватикана.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Становление структуры Западнохристианской цивилизации» з дисципліни «Історія світової цивілізації»