ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Эфиопский субцивилизационный анклав Восточнохристианского мира
Эфиопский субцивилизационный анклав Восточнохристианского мира вел свою совершенно самостоятельную, уединенную жизнь, в течение столетий сдер­живая натиск арабов, овладевших Египтом, Принильским Суданом (Нубией), Эритреей (где находилось первоначальное ядро древнеэфиопского царства Ак-сум) и всем восточноафриканским побережьем до о. Занзибар. Во внутренних же районах Африки эфиопские христиане имели дело с еще вполне первобыт­ными негритянскими вождествами саванн и джунглей, приверженными тради-Византийско-восточнохристианский мир средневековья_______________________________455
ционным культам, которые были мало склонны к принятию христианства и, скорее, однако так же без особой охоты проявляли восприимчивость к исламу.
В течение всего средневековья эта Эфиопско-Монофизитская субцивилиза-ционная система сжималась как шагреневая кожа, но на труднодоступном Абис­синском плато ей удалось сохраниться и дожить до наших дней в виде Эфиопии. Более того, в 70-х — 80-х гг. XX в. она, как и почти все восточнохристианские народы, кроме Греции (и то благодаря прямому участию Запада в разгроме гре­ческих коммунистов после Второй мировой войны), переболела коммунизмом.
Не менее трагично складывалась и судьба Закавказского субцивилизаци-онного анклава Восточнохристианского мира. С середины VII в., с утвержде­нием власти арабов над большей территорией Закавказья, византийское влия­ние здесь резко ослабевает, тогда как консолидация христианских народов перед лицом Мусульманского мира возрастает. В результате конфессиональ­ные различия между армянами-монофизитами и приверженными православию картвелами, как и христианами на Северном Кавказе, не становятся препят­ствием на пути социокультурного взаимодействия. Следствием было возникно­вение на Кавказе определенного Восточнохристианского единства, при том что в политическом отношении в раннем средневековье здесь явно преобладали армяне, а позднее в качестве гегемона выступила Грузия.
Идейно-религиозным знаменем нараставшей в Закавказье освободитель­ной борьбы против арабских завоевателей было национальное христианство. Сперва независимости добились картвельские княжества, а в конце IX в. армя­нам удается образовать собственное царство со столицей в г. Ани во главе с династией Багратидов. К X — перв. пол. XI в. относится расцвет средневековой армянской культуры, символами которой могут служить героический эпос "Да­вид Сасунский", величественная религиозная поэзия Григора Нарекаци, мону­ментальный кафедральный собор в Ани зодчего Трдата и царственная роскошь миниатюр Эчмиадзинского евангелия 989 г.
Однако ослабленная социальной борьбой (религиозное движение тондра-кийцев) Армения в течение первой половины XI в. попадает в зависимость к Византии, а в 1065 г. на нее обрушивается опустошительное нашествие турок-сельджуков, вызвавшее массовый отток населения из разоренной и завоеван­ной страны. С этого времени, особенно после сокрушительного поражения византийско-армянских войск при Манцикерте в 1071 г., начинает формиро­ваться армянская диаспора. Населению Кахетии и других картвельских кня­жеств от нашествия турок-сельджуков удалось отбиться.
Вскоре после того, как через Закавказье прокатилась волна турецко-сель­джукских полчищ, достигшая берегов Мраморного и Средиземного морей, боль­шая часть Закавказья была объединена под властью грузинской ветви динас­тии Багратионов. Ее наиболее яркими представителями в конце XI — начале XIII вв. были Давид Строитель и царица Тамара, во времена которой творил Шота Руставели и были созданы лучшие произведения средневековой грузин­ской архитектуры, монументальной фресковой живописи и миниатюры.
При Тамаре территория Грузинского царства и его вассалов охватывала почти весь Кавказский регион между Черным и Каспийским морями от верхо­вий Кубани и Терека до оз. Ван, в том числе и мусульманские области совре­менного Азербайджана (Гянджа и Ширван). Основные территории этого поли­тического объединения соответствовали ареалу Кавказской Восточнохристи-456 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
анской субцивизации конца XII — начала XIII вв., после того как на большей части Армянского нагорья ведущим в военно-политическом отношении стал мусульманско-тюркский (со временем собственно турецкий) фактор. Рядом с ним после захвата крестоносцами Константинополя в Юго-Восточном Причер­номорье образовалась грекоязычная Трапезундская империя.
Особенно тяжелые времена для христианского Кавказа наступают с 20-х гг. XIII в., когда соответствующие земли испытывают опустошительное нашествие орд монгольских ханов и попадают в зависимость от политической системы потомков Чингисхана, распад которой превращает области Грузии, Армении и Азербайджана в поле борьбы между Хулагуидами и ханами Золотой Орды, Джучидами, уже в 60-е годы этого столетия. А в последней четверти XIV в. бедствия Закавказья преумножаются кровопролитными распрями Тохтамыша и побеждающего его Тимура.
В результате всех этих неблагоприятных обстоятельств местной Христиан­ской субцивилизации наносятся непоправимые удары. Армения практически полностью оказывается под властью различных мусульманских династий, а в XVI—XVIII вв. ее территория превращается в арену непрерывной борьбы меж­ду Турцией и Ираном, до конца опустошающих страну.
Практически то же происходило и на территории распавшейся на отдельные феодальные владения Грузии, с той лишь разницей, что здесь преимущественно власть оставалась в руках местных христианских правящих домов, а с начала XVIII в. несколько поднимается значение центральной царской власти в Карт-лийско-Кахетинском (Восточногрузинском) государстве. Его разгром войсками иранского шаха в 1795 г. ускорил включение Восточной Грузии в состав России, что было подготовлено установлением ее протектората над Картлийско-Кахе-тинским царством по Георгиевскому договору 1783 г. и произошло в 1801 г.
С этого времени руины Закавказской Восточнохристианской субцивилиза­ции, территории которой столетиями опустошались войсками боровшихся за господство над регионом суннитской Турции Османов и шиитского Ирана Се-февидов и Надир-шаха с его преемниками, начинают переходить под контроль Российской империи, что способствовало возрождению национально-культур­ной жизни в Грузии и Армении.
Не менее драматичной была и судьба средневековой Византийско-Гречес-кой субцивилизации Восточнохристианского мира, чья территория с падением Константинополя в 1453 г. оказалась полностью поглощена мусульманской Османской империей. Однако Византия, в отличие от Эфиопской и Закавказ­ской Восточнохристианских субцивилизаций, в целом не сыгравших в миро­вой истории особенно существенной роли, смогла вовлечь в систему Восточ­нохристианской цивилизации обширный славянский массив Юго-Восточной, а затем и Восточной Европы, с последующим приобщением к ней восточноро-манских групп Карпатско-Нижнедунайского региона (волохов, предков румын и молдаван). Благодаря приобщению к кругу византийской культуры Киевской Руси Восточнохристианская цивилизация смогла сыграть самостоятельную со­циокультурную роль в последующие века.
Как уже отмечалось, с середины VI в. одним из важнейших факторов ви­зантийской внешней политики становится славянский. Через столетие, при катастрофическом положении на фронтах борьбы с арабами, в руках разроз­ненных славянских этнополитических группировок (так называемых "славий"Византийско-восточнохристианский мир средневековья________________________________457
или "славиний") находился почти весь Балканский полуостров до внутренних областей Пелопоннеса, кроме прибрежных городов (Диррахия, Никополя, Фес-салоник, Аттики с Афинами) и Восточной Фракии с Адрианополем, непосред­ственно прикрывавшим Константинополь.
Пользуясь разобщенностью "славиний" имперским властям удавалось во второй половине VII в. периодически подчинять ту или другую из них, однако эти успехи не были прочными. Ситуация для Византии здесь приобрела и вов­се угрожающий вид с появлением на Нижнем Дунае тюрок-булгар хана Аспа-руха в 679 г., быстро подчинивших местных славян. Посланная против них византийская армия была в 680 г. наголову разбита в дельте Дуная, после чего под властью Аспаруха оказались обширные, населенные преимущественно сла­вянами земли Нижнего Подунавья между Южными Карпатами и Балканским хребтом, что и было признано Византией по миру 681 г., официально засвиде­тельствовавшего рождение Первого Болгарского царства.
Преодоление Византией смут иконоборческого периода к середине IX в. прямо сказалось на активизации ее религиозно-культурной политики в Балка-но-Дунайском ареале и в южной половине Восточной Европы. Вскоре здесь сложился особый Балканско-Придунайский славянский субцивилизационный регион Восточнохристианского мира.
При деятельном участии патриарха Фотия разворачивается работа "про­светителей славянства" Кирилла (Константина) и Мефодия. Ареал их миссио­нерской деятельности охватил огромные пространства Болгарии, Хазарии и славянского Великоморавского государства (пришедшего в Центральной Евро­пе на смену Аварскому каганату). Многое было сделано для приобщения сред-недунайских славян к восточнохристианской традиции.
После смерти Кирилла (869), при отсутствии должного внимания к централь-ноевропейским делам у византийского правительства, Великоморавское государ­ство оказывается в орбите политики Германии, что определяет его религиозную переориентацию на Рим. Однако в пределах Болгарского царства, в сфере влия­ния которого находились и населенные сербами земли, православие утвердилось прочно. Впрочем, это не помешало Болгарии в правление Симеона, в конце IX — начале X вв., значительно расширить свои владения за счет Византии.
Под властью Симеона оказались не только территории современной Болга­рии, но также земли Сербии и Македонии, придунайской Румынии (Валахия и Добруджа), а также частично Боснии и Албании. На многих из них, особенно на непосредственно захваченных у Византии, христианство имело уже глубо­кие многовековые корни, что способствовало укреплению его позиций в госу­дарстве в целом. Вместе с болгарами во второй половине IX в. христианство греческого обряда, но со славянским языком богослужения и церковной пись­менностью принимают и сербы.
С тех пор предки нынешних болгар, сербов и македонцев прочно входят в систему Восточнохристианской цивилизации, образовывая ее особый Балкано-Дунайский субцивилизационный регион. В 925 г. Симеон провозгласил себя "ца­рем и самодержцем всех болгар и греков", а болгарский архиепископ был возвы­шен в степень патриарха, так что его Охридская кафедра стала автокефальной. Однако после Симеона Болгарское царство распадается на Восточно-Болгарское (разгромленное киевским князем Святославом и подчиненное воспользовавши­мися его победами византийцами) и Западно-Болгарское (завоеванное Византии-458 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
ским императором Василием II в 1018 г., после чего под верховной властью ро-мейской державы оказались также сербы и боснийцы) государства.
Столь энергично начавшееся развитие славянско-балканской ветви Восточ­ного мира было заторможено. Новый ее подъем относится уже ко временам после Четвертого крестового похода, когда добившиеся независимости еще в 70-х — 80-х гг. XII в. Сербия и Болгария образовали сильные, но нередко враж­довавшие государства.
Расцвет культурной жизни православных Балкан приходится на XIV в., одна­ко в условиях бесконечной борьбы между болгарским, сербским и греческим началами уже к концу этого столетия большая часть Балканского полуострова оказывается под властью турок. А с падением Константинополя в 1453 г. весь православный Эгейско-Балканский ареал оказывается в руках мусульман. В 1475 г. турки завоевывают христианские области прибрежно-горного Крыма, ставя в вассальную зависимость от султана Крымское ханство, а в 1483 г. окончательно покоряют Боснию и Герцеговину, в дальнейшем активно насаждая там, как и в ранее православной и завоеванной ими в 1474 г. Албании, мусульманство.
С этого времени в Балканско-Дунайско-Карпатском регионе вполне право­славными остаются лишь восточнороманские княжества, окончательно вошед­шие в структуру Восточнохристианского мира к началу XIV в. Однако и они вскоре оказываются вассалами Османской империи: Валахия в 1476 г., Молдо­ва в 1501 г., а в 1541 г. и Трансильвания с ее смешанным православно-роман­ским и католически-венгерским населением.
Однако важнейшую роль (разумеется, после самой Византии) в жизни сред­невекового Византийско-Восточнохристианского мира Средневековья сужде­но было сыграть ее Древнерусской или Восточнославянской субцивилизации. Именно благодаря принятию Киевской Русью христианства восточного обряда и сопряженной с ним богатой социокультурной традиции Восточнохристиан-ская цивилизация не погибла с крахом Византии, а нашла свое продолжение во второй половине II тыс. в истории православных народов Восточной Европы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эфиопский субцивилизационный анклав Восточнохристианского мира» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формати файлів і протоколи передачі електронної пошти
ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ
Аудит додаткового капіталу
Аудит Звіту про власний капітал
Пушка на Луне


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 577 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП