ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Традиционная Япония и ее место в системе Китайско-Восточноазиатской макроцивилизации
Среди традиционных обществ Востока японская социокультурная система привлекает особое внимание в силу разного рода причин, среди которых, в первую очередь, следует назвать такие две.
Во-первых, и это общеизвестно, именно Япония, не отказываясь от своих богатых традиций, смогла удачно адаптировать передовые технологические, экономические и социально-политические достижения Запада. Для понимания, как и почему это удалось ей, но не другим восточным обществам, необходим специальный анализ форм и динамики развития традиционного японского об­щества, при особом внимании к обстоятельствам его становления.
Во-вторых, цивилизационное положение средневековой Японии по отно­шению к Китаю во многом подобно аналогичному положению Киевской Руси по отношению к Византии, так что, к примеру, А.Дж. Тойнби колебался, счи­тать ли Русь и Япон-ию самостоятельными цивилизациями или частями Восточ­но-Христианской и Китайско-Дальневосточной ("Синической") цивилизаций. В его окончательной схеме Япония, Корея и Вьетнам названы цивилизациями-спутниками по отношению к Синической, производными от ее основополагаю­щих принципов. Однако рассмотрение историко-культурного материала вы­нуждает констатировать гораздо большую (хотя и в общем китайско-восточно-азиатском контексте) самостоятельность и оригинальность Японии по отноше­нию к Китаю, чем Кореи или Вьетнама.
В жизни Японии всегда, хотя и по-разному в разное время, огромную роль играла наследственная аристократия, которую, в отличие от других государств региона, не смогло вытеснить или даже блокировать служилое чиновничество конфуцианского образца. При всем значении воспринятых китайско-корей­ских норм, основой социального продвижения была не конфуцианская систе­ма государственных экзаменов, а аристократизм, часто дополнявшийся личной воинской доблестью и следованием определявшему последнюю кодексу чести. Обратной стороной медали были явственные и дававшие вполне ощутимые результаты тенденции феодализации, благодаря чему во многие эпохи япон­ской истории мы видим отдельные полусамостоятельные или даже практичес­ки независимые княжества с дружинами рыцарей-самураев, связанных со сво­ими князьями отношениями личной верности и преданности.
Аристократизм, воинский дух, наследственное землевладение с властными правами держателей земли по отношению к крестьянам, феодальная полити­ческая система и многое другое принципиально отличают традиционное япон­ское общество от социокультурной системы китайско-корейско-вьетнамского образца, делая его, вместе с тем, сопоставимым с обществом средневековой Европы. Индивидуальное начало здесь проявляется явственно и своевольно. Оно в достаточной степени самостоятельно и по отношению к государству (в отличие от Китая), и по отношению к системе сословной сегрегации (в отличие от Индии), при том что последняя в жизни Японии играла куда большую роль, чем в Китае, Корее или Вьетнаме.
Сказанное, понятно, в первую очередь относится к аристократии и воин­скому сословию, однако со времен позднего средневековья тенденции индиви­дуализации и приватизации жизненных проявлений явственно прослеживают-Традиционные цивилизации южной и восточной азии__________________________________399
ся и в городской среде. В это время во вполне бесправном состоянии остава­лось, главным образом, крестьянство, однако при бесконечных феодальных войнах отдельные выходцы из его среды могли, благодаря личной доблести, выдвинуться в средний общественный слой.
В отличие от Индии, определенная социальная мобильность в Японии име­ла место. Однако средством для нее становились преимущественно не "уме­ренность и аккуратность" образованного чиновника-конфуцианца, как в Китае или Корее, а индивидуальные волевые качества — мужество, решительность и преданность князю. В таком контексте и сложились национальные японские формы буддизма, органически сочетавшегося с национальным религиозно-ми­фологическим комплексом синтоизма, с одной стороны, и воспринятыми с кон­тинента основами конфуцианско-даосской образованности — с другой.
Следующей характерной чертой традиционной Японии, выразительно от­личающей ее от ближайших конфуцианско-буддийских государств и, прежде всего, Китая, является ее чрезвычайно высокий (по азиатским меркам) дина­мизм социальных трансформаций. Если Китай нашел свою формулу обществен­ного бытия в начале последней четверти I тыс. до н. э., так что по своим базо­вым принципам последняя китайская империя Цин мало отличалась от суще­ствовавшей за тысячу лет до нее Тан или даже предшествовавшей ей за два тысячелетия Хань, то японская история в каждые два-три столетия открывала новые социокультурные формы, очень часто связанные с творческим восприя­тием континентальных традиций.
Неизменная (за исключением эксперименга с искусственной самоизоляцией страны в XVII — сер. XIX вв.) установка на восприятие и адаптацию к своим усло­виям и традициям достижений соседей, живой интерес к чужому, умение находить гармоническое сочетание заимствованного и полученного от предков выразительно отличает Японию от традиционного Китая, тысячелетиями жившего в убежденнос­ти в своем превосходстве над всем миром и заимствовавшим извне один лишь махаянистский буддизм (да и то только в то время, когда вся его система пережива­ла глубочайший кризис, а весь север страны — основной регион его цивилизации — оказался в руках кочевников). Способность к заимствованию передовых дости­жений соседей выразительно отличает традиционную Японию и от Индии, веками игнорировавшей хорошо известные ей западноазиатские образцы.
Нельзя сказать, что Япония в своей способности к восприятию соседних цивилизационных влияний была чем-то уникальным. Синтез заимствованных и местных социокультурных форм является типичным в истории обществ, пе­реходящих на стадию цивилизации на периферии и при том или ином воздей­ствии со стороны более развитых соседей. Примерами могут служить не толь­ко азиатские культуры, такие как тибетская или яванская, но и многие ранне-средневековые общества Европы (Русь, Скандинавские страны) или даже Тро­пической Африки (средневековые империи Западного Судана).
Однако в этих случаях мы, как правило, наблюдаем либо застывание, окос­тенение, наступающее после достигнутого синтеза (Корея и Вьетнам, Бирма и Тибет или, скажем, Эфиопия и мусульманские державы Судана), или же, что встречается гораздо реже, периодическую замену культурных форм (свиде­тельствующую о том, что ни одна из них не пустила глубоко корни), как, на­пример, на Яве, где, по словам Г.С. Померанца, буддизм, шиваизм и ислам сме­няли друг друга как театральные декорации.400 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
В Японии же удавалось на каждом этапе действительно достигать синтеза традиционного и заимствованного, так что новая синтетическая форма культу­ры становилась для народа органически своей, в то же время способной в своем последующим движении вступить в новый синтез с заимствованными достижениями иного рода. В отличие от яванской системы, легко отказываю­щейся от прошлого и тем самым теряющей внутренний стержень саморазви­тия (предполагающего устойчивый стержень преемственности и самоидентич­ности), Япония воспринимала новое через его синтез со своим традиционным, не отказываясь от самой себя.
Таким образом, традиционное периодически обновлялось, а установка на са­мообновление через заимствование и последующую адаптацию воспринятого сама становилась неотъемлемой частью национальной традиции. Открытость (кроме отмеченных времен позднего сегуната) сочеталась с устойчивой самоидентичнос­тью, что в значительной степени и определило феномен "японского чуда".
Многие тысячелетия ранней истории Японии проходили в относительной изо­ляции ее обитатедей (оставшихся на островах после поднятия уровня мирового океана и затопления перешейков, соединявших их с континентом, в конце ледни­кового периода). Древнейшим этническим пластом здесь выступает протоайский, близкий в антропологическом отношении к населению ряда районов Юго-Восточ­ной Азии и особенно Полинезии, но имевший свой особый язык. С предками современных айнов, ныне сохраняющихся лишь на севере Японии, связывают яркую неолитическую рыболовческо-охотничье-собирательскую культуру дземон, датирующуюся с начала VIII тыс. до н. э. приблизительно до 300 г. до н. э.
Вплоть до своего заключительного этапа культура дземон не знала элементов производящего хозяйства, чем разительно отличалась от синхронных ей разви­тых первобытных культур практически всего Старого и в значительной мере Нового Света. Отсутствие земледелия и животноводства компенсировалось ис­пользованием большого разнообразия естественных морских побережий, рек и озер, лесов, гор, долин и пр. богатств, что тысячелетиями ориентировало людей на бережное и эмоционально насыщенное отношение к природной среде.
Рыболовческо-охотничье-собирательский комплекс (господствовавший здесь еще в то время, когда в Греции жили Платон и Аристотель, а Китай выходил на рубежи создания централизованно-бюрократической империи) обеспечивал весьма скромный образ жизни людей. Однако уже тогда население островов изготовляло изысканную в художественном отношении керамику и своеобраз­ные, богато декорированные керамические статуэтки. На этом этапе также фиксируются отдельные внешние импульсы, доходившие до Японии со сторо­ны культур островного мира Юго-Восточной Азии, однако принципиально об­лик хозяйства и культуры коренных обитателей Японии такого рода споради­ческие контакты не меняли.
Ситуация начала принципиально изменяться на рубеже IV—III вв. до н. э., когда на острова Южной Японии с Корейского полуострова несколькими вол­нами переселяются рисоводческие, знакомые с металлургией бронзы прото-японские племена. Это были носители культуры яей, очевидно говорившие на близких к древнекорейским древнеяпонских диалектах алтайской языко­вой семьи. В результате Южная Япония в хозяйственно-культурном плане образует с Южной Кореей один ареал, причем местное население островов частично ассимилируется пришельцами, частично же начинает перениматьТрадиционные цивилизации южной и восточной азии 401
их достижения. Основой общественной организации были разветвленные и иерархически соподчиненные в пределах небольших территориальных объе­динений родовые группы, о которых с I в. до н. э. появляются первые упоми­нания в китайских источниках.
Новые качественные изменения в жизни Японии относятся ко второй по­ловине III в. и были опять-таки связаны с мощной волной мигрантов со сторо­ны Кореи. Завоеватели принесли культуру железного века, развитый комплекс оружия, коня, традицию курганного погребального обряда для аристократии. Покорив местные рисоводческие группы населения они образовали несколько самостоятельных раннеполитических объединений, самостоятельно поддержи­вавших связь с континентом, в том числе китайским царством Вэй.
Ввиду неурядиц в Северном Китае и Корее после падения династии Хань, отсюда на острова устремляется поток переселенцев, в частности ремесленни­ков и представителей иных, дефицитных в Японии того времени профессий. А борьба между самими южнояпонскими, постепенно распространявшими свое влияние на север княжествами ведет к усилению государства Ямато в цент­ральной части о. Хонсю, правители которого возводили свое происхождение к солнечной богине Аматэрасу.
Ямато распространяет свою власть на соседей, однако у них в полной мере сохраняется принцип иерархической клановой организации. Оно имело типич­ную раннегосударственную структуру во главе с правителем, которого окру­жала родовая знать, занимавшая ключевые должности и управлявшая округа­ми. Основную массу населения составляли платившие в казну ренту-налог кре­стьяне. Кроме них, имелись более жестко зависимые от государства или арис­тократических домов иноплеменники—бэ, часто — ремесленники, выходцы с материка и их потомки, и небольшая прослойка рабов преимущественно ино-этничного происхождения.
В пределах государства Ямато в течение IV—VI вв. начинает осуществлять­ся всеобъемлющий синтез первоначальной синтоистской народной культуры с принесенными на острова китайско-корейскими переселенцами основами кон-фуцианско-даосского комплекса, к которым несколько позднее присоединяет­ся и буддизм. При дворе распространяется китайское иероглифическое пись­мо, императоры назначают воспитателями своих детей выходцев с континента, в высших кругах становится престижным следование' китайским обычаям и модам. Молодых людей начинают направлять для обучения в корейские госу­дарства и даже Китай. В стране разворачивается буддийское монастырско-храмовое строительство с ориентацией на континентальные образцы. В облас­ти изобразительного искусства японцы осваивают китайско-корейские навы­ки, знакомясь с китайскими переводами буддийской литературы.
Распространение континентальных достижений и традиций в политичес­кой сфере ознаменовалось общественными реформами первой половины VII в. На первом их этапе, к 604 г., был введен 12-ступенчатый табель о рангах и принят "Закон из 17 статей", в котором были сформулированы основанные на конфуцианстве и буддизме принципы управления, в том числе принцип выс­шего суверенитета правителя над землей и подданными при строгом подчине­нии младших старшим.
Начавшаяся государственная реформа вызвала противодействие старой ари­стократии, объединившейся в борьбе с централизаторским курсом вокруг дома402 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
Сога. Однако двор, широко приглашая специалистов из Кореи и Китая, доби­вается победы и в 645 г., в ходе "реформ Тайки" достигает решительной реор­ганизации всего государства по китайскому образцу. Последующие указы зак­репили преобразования.
В результате сложилась своеобразная общественная система, основываю­щаяся на конфуцианских принципах, но сохраняющая и собственно япон­ские черты. Знать признала себя слугами императора (принявшего по китай­скому образцу титул "сына Неба") и смирилась с тем, что доходы она получа­ет не от своих земель, а из государственной казны. Земля провозглашена государственной собственностью и управление осуществляется через чинов-ничье-бюрократический аппарат. Однако наследственная аристократия со­хранилась как занимающая высшие должности социальная группа, а служа­щие получали должностные бенефиции.
Япония была реорганизована по китайскому образцу, однако аристократия вполне сохранила свои позиции, а бенефиции закладывали основу феодализа­ции страны в последующие столетия. Аналогичным образом и в культуре вос­приятие конфуцианства и буддизма проходило не через отрицание древнего синтоизма ("пути духов"), а через синтез с этим учением, во многом обогащен­ным за счет китайского даосизма.
При мирном и добровольном, не навязываемом из континента заимствова­нии китайско-корейского опыта Япония сохраняла собственную традицию. Но­сительницей последней выступала старая аристократия, чьи привилегированные позиции во многом и определялись традиционным мировоззрением. В результа­те вокруг императора не сложилось мощного самодовлеющего чиновничьего аппарата конфуцианского образца, воспроизводящегося на основании системы экзаменов, в отличие от того, что мы видим в Китае, Корее и Вьетнаме.
Реальная власть сохранялась в руках аристократических домов, боровших­ся за влияние на императора и власть в стране, в сущности, так же, как и до "реформ Тайки", только несколько иными методами. Это происходило на фоне быстрой феодализации региональной администрации, главы которой станови­лись наследственными правителями областей, оставляли при себе значитель­ную часть налоговых поступлений и формировали вокруг себя отряды служи­лых воинов-самураев, ставших с XI—XII вв. основой власти крупных, уже прак­тически не зависимых от двора феодальных владетелей.
Как отмечает Л. С. Васильев, в отличие от Китая и почти всех других стран Востока, в Японии власть имущие и почти вся система администрации опиралась не на чиновничье-бюрократическую или воинскую прослойку, находящуюся на службе у государства, а на состоящих на службе у знатных домов рыцарей-самураев, преданных своим господам.
Последующий режим сегуната, в его децентрализовано-феодальной форме конца XII — конца XVI вв. или в виде централизованно-феодальной системы диктаторского типа с рубежа XVI—XVII вв. до революции Мейдзи 1868 г., лишь варьировал возможности, заложенные в такой общественно-политической си­стеме, когда почитаемый всеми император, символ государственно-националь­ного единства страны, практически не участвует в управлении, а реальной вла­стью обладает представитель побеждающего в междоусобной борьбе и уста­навливающего на некоторый срок наследственное правление аристократичес­кого дома (Минамото, Асикага, Токугава), опирающегося на своих самураев.Традиционные цивилизации южной и восточной азии__________________________________403
В пределах общей формулы режима сегуната наблюдается достаточно высо­кий динамизм внутренних трансформаций. Не останавливаясь на этом весьма сложном вопросе более обстоятельно, приведем лишь точку зрения Н.И. Конра­да, по мнению которого, эволюция "дворянской империи" сегунов демонстриру­ет переход от военной диктатуры дома Минамото (конец XII — начало XIII вв.) через "демократическую тиранию" рода Ходзе (XIII — начало XIV вв.) к "сослов­ной империи" дома Асикага (сер. XIV — конец XV вв., при номинальном сохра­нении сегуната Асикага до сер. XVI в.), разваливающейся к началу XVI в. на самостоятельные враждующие княжества, взаимопоглощение которых приво­дит в последней четверти XVI в. к новому объединению страны на основе "де­мократического абсолютизма" Нобунаги и Хидэеси, на смену которому прихо­дит режим "феодальной империи" дома Токугавы (нач. XVII — сер. XIX вв.).
Как отмечает исследователь, на каждом из этапов истории Японии кроме господствующей социальной силы следует искать и "сопутствующее влияние" восходящего сословия (при господстве родовой аристократии — дворян-саму­раев, при диктатуре опиравшихся на самураев сегунов — средних и зажиточ­ных городских слоев и пр.). Существенным является и специфическая форма взаимодействия на протяжении всей истории Страны Восходящего Солнца светской и духовной власти, при том, что наследственная монархия выполняла более сакральные, нежели административно-политические функции.
Иными словами, власть в Японии никогда не была жестко монополизирована какой-либо одной общественной силой. В раннем периоде родовую аристокра­тию уравновешивало служилое чиновничество китайско-конфуцианского образ­ца. Позднее выдвигаются самураи, оттесняющие старую аристократию и уста­навливающие режим сегунов, но их влияние ограничивается усиливающимся буддийским монашеством и городским людом, тогда как альтернативой сегуну остается фигура боготворимого, ничем не запятнанного императора-микадо.
Ничего подобного нигде более в Азии мы не видим. Однако такого рода динамические взаимоотношения между сословиями, а также светскими и ду­ховными властями кое в чем напоминают средневековую Европу. Поэтому и не удивительно, что в условиях кризиса 60-х гг. XIX в. император и его окруже­ние, как альтернативная и сакрально лигитимизированная фигура, принимает сторону горожан и части аристократии в их борьбе с самурайско-чиновничьей диктатурой режима сегуната Токугавы. Победа оппозиционных сегуну сил в 1868 г. открыла перед Японией новые горизонты.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Традиционная Япония и ее место в системе Китайско-Восточноазиатской макроцивилизации» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Мешканці верхніх поверхів старіють швидше, ніж їх сусіди знизу
ПЛАНУВАННЯ, СТАДІЇ ТА ПРОЦЕДУРИ АУДИТУ
Windows Debugging Tools: диагностика и исправление BSOD
ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ ЯКОСТІ ПРОДУКЦІЇ
Метафора і метонімія


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 707 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП