Итоги и последствия второй мировой войны, послевоенное урегулирование
Итоги и последствия второй мировой войны весьма разнообразны и неоднозначны. Главным итогом, очевидно, можно считать резкое изменение соотношения сил на международной арене. Германия, Италия и Япония, страны-агрессоры, потерпевшие поражение, выбыли из числа великих держав. Значительно ослабли Франция и даже Великобритания. В то же время США вышли из войны значительно усилившимися, превратившись в гигантскую, ведущую в капиталистическом мире экономическую "сверхдержаву". Несмотря на понесенные во время войны тяжелейшие (прежде всего - людские) потери, Советский Союз стал второй "сверх- 158 ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА 5.4. Важнейшие изменения политической карты мира после II мировой войны ■ 159
державой", чему в огромной степени способствовали его победа в войне, наличие мощной армии, образование под руководством СССР блока народно-демократических государств. Советское наступление в 1944-45 гг. способствовало разгрому в таких странах как Румыния, Болгария, Венгрия и др. старого государственного аппарата и приходу к власти коммунистических партий, которые раньше не представляли крупной политической силы. Еще в этот период в странах Восточной и Юго-Восточной Европы начались демократические преобразования революционного типа, которые получили название народно-демократических революций, а эти страны стали именовать странами народной демократии. Война способствовала не только превращению Советского Союза в "сверхдержаву", но и консервации существовавшей в стране тоталитарной политической и экономической системы. Культ личности Сталина достиг апогея. Одновременно началось противостояние двух "сверхдержав" и образование "двухполюсного мира", что наложило сильнейший отпечаток на всю послевоенную историю. Вполне "естественно", что и СССР (с "восточным блоком") и Запад имели свои собственные, далеко не совпадавшие интересы и цели в отношении раздела послевоенного геополитического пространства. Первый этап взаимной конфронтации начался уже летом 1945 г. на совещании глав государств и правительств США, Великобритании и СССР в Потсдаме, где, в частности, спорным оказался вопрос о "контроле" над восстановленным (в новых границах) Польским государством. Тогда же Советским Союзом было предъявлено требование Турции о совместной обороне проливов Босфор и Дарданеллы, сопровождаемое территориальными претензиями Грузинской и Армянской СССР. В Северном Иране под эгидой советских войск были созданы фактически независимые от центрального правительства страны Азербайджанская и Курдская "демократические" автономии. Все это заставило лидера британских консерваторов У. Черчилля констатировать 5 марта 1946 г. в Фултоне (США), что на Европейский континент опустился "железный занавес". "За этой линией, - отмечал Черчилль, - все подчиняется в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю со стороны Москвы... Поли- цейские правительства превалируют почти во всех этих странах, и в настоящее время, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии"16. Между тем, происходило полное подавление оппозиции в Болгарии, Румынии, Венгрии и Польше, был оказан нажим на Чехословакию с целью заставить ее отказаться от первоначального намерения одобрить план Маршалла, что, естественно, вызывало резкое недовольство Запада. Так началась "холодная война", под которой подразумевается состояние военно-политической конфронтации государств и групп государств, означающей идеологическую и пропагандистскую подрывную деятельность, гонку вооружений, в ходе которой применяются экономические меры давления (эмбарго, экономическая блокада и т. п.), осуществляется организация военно-политических блоков и союзов, создаются военно-стратегические плацдармы и базы. Проявлением этой конфронтации явились и локальные войны, происходившие в различных регионах мира. Произошел раскол мира на две системы, и главной "движущей силой" этого процесса явилась полярность политического курса двух великих держав, разделяющая их идеологическое противостояние, которое породило атмосферу враждебности на мировой арене, в международных отношениях. Это ярко проявилось в гонке вооружений, ставшей важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта США, СССР и их союзников. Другой важной областью "соревнования" великих держав стало создание военно-политических блоков. Первым из них была Организация Североатлантического Договора (НАТО) - военно-политический союз, созданный по инициативе США на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Впоследствии к ним присоединились Греция и Турция (1952 г.), ФРГ (1955 г.), Испания (1982 г.). Характерно, что первоначально НАТО провозглашала обеспечение безопасности западных держав от возможности возрождения милитаристской Германии. Под руководством же Советского Союза был создан военно-политический союз социалистических стран: 14 мая 1955 г. в Варшаве Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР,
160 ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА Чехословакией и Албанией был подписан Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Появилась противостоящая НАТО Организация Варшавского договора (ОВД). (Албания в 1968 г. вышла из ОВД.) Так противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков. Завершение раскола мира и Европы на два лагеря связано со становлением к началу 1948 г. в странах Центральной и Восточной Европы коммунистических режимов, с победой Китайской революции и провозглашением 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики. Сформировался "мировой социалистический лагерь". Теперь обратим внимание на важнейшие территориальные изменения в Европе, которые произошли в соответствии с решениями Крымской, Берлинской конвенциями и договорами, заключенными после второй мировой войны. Прежде всего отметим значительное (на 1/4) сокращение территории Германии (по сравнению с 1938 г.). Была ликвидирована Восточная Пруссия как часть Германии: ее северная часть, с Кенигсбергом, вошла в состав СССР (в качестве Калининградской области РСФСР), а большая, южная, часть - в состав Польши, к которой были также присоединены Поморье, район Познани, Силе-зия (земли по течению Одера), и граница между Польшей и Германией прошла по линии рек Одер (Одра) и Нейсе. Кроме того, Советский Союз передал Польше район Белостока и небольшую территорию севернее Закарпатской Украины. Таким образом, и размеры, и конфигурация государственной территории Польши претерпели очень большие изменения: в сравнении с довоенным положением Польское государство как бы "переехало" на запад, получив при этом более компактную территорию и широкий выход к Балтийскому морю (см. рис. 5.4.). Важные итоги второй мировой войны были подведены на Парижской мирной конференции 29 июля - 15 октября 1946 г. которая рассмотрела проекты мирных договоров государств антигитлеровской коалиции, одержавших победу во второй мировой войне, с бывшими союзниками фашистской Германии в Европе -Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией. 10 февраля 1947 г. состоялось подписание мирных договоров с этими странами. В соответствии с ними Болгария и Венгрия остались в границах, утвержденных в 1919 г. Италия теряла все свои колонии. Румыния передавала СССРБессарабиюи Северную Буковину. 162 ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА 5.4. Вожнейшие изменения политической карты миро после II мировой войны 163
Существенно изменились западные рубежи СССР: помимо части Восточной Пруссии в его состав вошли Закарпатская Украина (в состав Украинской ССР) - по договору с Чехословакией от 29 июня 1945 г., район Печенги (Петсамо), на крайнем северо-западе РСФСР, - по мирному договору с Финляндией от 10 февраля 1947 г. (в результате Финляндия лишилась непосредственного выхода к Баренцеву морю). По Парижскому договору (от 10 февраля 1947 г.) некоторые территории отошли от Италии к Югославии и к Греции. В соответствии с решениями Крымской и Берлинской (Потсдамской) конференций территория Германии была разделена на оккупационные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией Советского Союза, а три западные зоны - оккупационными властями США, Великобритании и Франции. На четыре зоны был разделен и Берлин, столица Германии. Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для реализации решений вышеназванных конференций, для мирного и демократического развития Германии как единого целого. Однако с каждым годом нарастал раскол между восточной и тремя западными оккупационными зонами, и именно здесь пролегла граница двух противоборствующих систем. Западные страны стали добиваться экономической стабилизации Германии и создания сильного государства на основе трех западных зон оккупации. Важным шагом в этом направлении явилось проведение 20 июня 1948 г. в этих зонах денежной реформы. В конечном итоге державы-победительницы во второй мировой войне не смогли прийти к согласию об общем образе действий в отношении Германии, и в 1949 году произошел ее раскол на два государства: 20 сентября в границах оккупационных зон западных держав была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ), а 7 октября, в границах советской зоны оккупации, - Германская Демократическая Республика (ГДР). Советский сектор Берлина (Восточный Берлин) стал столицей ГДР; столицей же ФРГ - небольшой город на Рейне Бонн. Таким образом, мирный договор с единой Германией не был заключен, и граница между двумя германскими государствами превратилась в главную линию противостояния двух мировых систем. Не сразу после войны решился вопрос о мирном договоре с Австрией. После освобождения этой страны в 1945 г. ее территория была разделена также на четыре оккупационные зоны - советскую, американскую, английскую и французскую. Лишь в мае 1955 г. представители СССР, США, Великобритании, Франции и Австрии подписали в Вене Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. В октябре того же года австрийский парламент принял конституционный закон о постоянном нейтралитете страны. Обязательства Австрии по Государственному договору и принятый ею статус постоянного нейтралитета были положены в основу внешней политики этой страны. Важной частью создания новой послевоенной структуры международных отношений было мирное урегулирование на Дальнем Востоке и прежде всего решение вопроса послевоенного устройства Японии, которая после капитуляции 2 сентября 1945 г. была оккупирована американскими войсками. Противоречия между СССР и США по "японскому" вопросу оказались весьма острыми. Это проявилось и на состоявшейся в сентябре 1951 года в Сан-Франциско конференции по заключению мирного договора с Японией. Организаторы конференции отказались принять во внимание поправки и дополнения, внесенные делегацией Советского Союза и ряда других участников. В результате 49 участников конференции подписали мирный договор с Японией, а СССР, Польша и Чехословакия отказались присоединиться к нему. Вопрос о мирном договоре СССР с Японией остался нерешенным. Отношения между двумя странами были восстановлены в октябре 1956 г. подписанием Совместной декларации СССР и Японии, которая, в частности, предусматривала передачу Советским Союзом Японии островов Хабомаи и острова Шикотан после заключения мирного договора. Забегая несколько вперед, отметим, что перед распадом СССР руководство России официально заявило о намерении решить проблему мирного договора с Японией, включая вопрос о территориальном размежевании, на основе законности и справедливости, отказавшись от подхода к Японии как побежденному во второй мировой войне государству, и эта позиция с одобрением была встречена в Японии. После второй мировой войны произошло приращение территории СССР на его восточных рубежах - в связи с тем, что в сентябре 1945 г., после капитуляции Японии, Советский Союз получил Южный Сахалин, утраченный после русско-японской войны И* 164 ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА 1904-1905 гг., а также Курильские острова (что было предусмотрено соглашением трех стран на Крымской конференции). Кроме того, еще в ходе войны, 11 октября 1944 г., Тувинская Народная Республика была принята в состав СССР на правах автономной области РСФСР (автономная республика с 1961 г.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Итоги и последствия второй мировой войны, послевоенное урегулирование» з дисципліни «Політична географія світу»