ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Местное самоуправление и административно-территориальное деление местного самоуправления в России
В результате попытки переворота в 1993
вплоть до вступления в силу принятой на декабрьском референду­ме Конституции местного самоуправления в России не существо­вало, так как Советы всех уровней были упразднены.
Тем самым была окончательно ликвидирована советская система управления. В то же время система АТД осталась фак­тически прежней. Границы республик, краев и областей в свя­зи с их превращением в полноправные субъекты РФ согласно Федеративному договору 1992 г., вошедшему затем в Консти­туцию,
Хотя при реформировании АТД действует золотое правило «если можно не менять, нужно не менять», в сложившейся системе нако­пилось много недостатков, и оно, несомненно, будет постепенно эволюционировать. Среди недостатков:
• усложненность иерархической структуры;
неравноправие административно-территориальных единиц од­ного уровня: например, есть города областного и районного под­чинения, районы, подчиняющиеся непосредственно области, и внутригородские районы в крупных городах;
чрезмерная дробность и нарушение во многих случаях опти­мального соотношения в численности административных единиц разных иерархических уровней;
слабость многих районных центров и даже центров субъектов федерации.
На 1 января 2000 г. в РФ насчитывалось 1087 городов, 2022 поселка городского типа, 24 307 сельских советов, сельских окру­гов и волостей, 1868 районов и 325 городских районов и округов. Если в среднем на один субъект РФ (кроме Москвы и Петербурга) приходится 21 административный район и 7 городов областного подчинения, то в Московской области, например, насчитывается 39 районов и 55 городов областного подчинения (в сумме
94 единицы — многократно больше оптимальных 10—15), в Баш­кортостане — 74, Алтайском крае — 71, Краснодарском крае — 66 и т.п. Естественно, что при таком многообразии администра­тивно-территориальных единиц они резко отличаются по всем со­циально-экономическим параметрам. Усиливается мозаичность со­циально-экономического пространства, удорожается управленчес­кий аппарат. В маломощных районах ввиду финансовой и кадровой слабости заведомо затруднено развитие местного самоуправления.
В современной России внутрирегиональные различия ча­сто намного больше межрегиональных.
Только 40% райцентров обладают статусом города, а в более чем половине райцентров насчитывается менее 10 тыс. жителей, чего явно недостаточно для выполнения административных функ­ций даже на уровне района. В ряде регионов городов среди райцен­тров еще меньше [Акименко и др., 1996].
АТД ныне — прерогатива субъектов федерации. Некоторые из них уже устанавливают свое деление, отличное от унаследованно­го советского, существующего в большинстве республик и облас­тей. Например, в Свердловской области введены округа как про­межуточное звено между областью, городами и районами. Однако нужны общероссийские законодательные рамки реформ внутри­регионального АТД, иначе страна может столкнуться с трудностя­ми из-за разнобоя в числе, уровне и компетенциях администра­тивно-территориальных единиц.
По этим и многим другим причинам для нынешнего, седьмого этапа до сих пор характерна неопределенность. С одной стороны, в действующей Конституции прямо записано, что местное самоуп­равление не входит в систему органов государственной власти. В августе 1995 г. принят закон РФ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации». Он не увязывает территориальную организацию местного самоуправле­ния с АТД, но и не исключает такую увязку.
Иными словами, закон основывается на «поселенческом», а не административно-территориальном принципе местного самоуправления. Введено понятие «муниципальное образо­вание»: им может быть район, волость, село, группа сел, микрорайон или жилой комплекс в городе.
Муниципальное образование имеет собственность, бюджет и выборные органы.
С другой стороны, дискуссии о государственном устройстве России, начавшиеся в переломные годы (1990—1992), продолжа­ются, а в некоторые периоды (например, в связи с избранием нового президента в 2000 г.) даже активизируются. Некоторые их участники убеждены, что России самоуправление вообще не нуж­но. В таких субъектах РФ, как Татарстан и Удмуртия, действие за­кона о местном самоуправлении необоснованно распространяется только на сельские населенные пункты.
Формирование межрегиональных ассоциаций регионального взаимодействия, а затем федеральных округов, наряду с итогами дискуссий последних лет, показывает: не исключено, что «маят­ник» эволюции российского АТД продолжит свое движение. На очереди — волна укрупнения или создания «над»- или «межрегио­нальных» административных единиц — возможно, ими станут об­разованные в 2000 г. федеральные округа. Как бы то ни было, опыт свидетельствует, что средний размер единицы основного деления в России колебался вокруг неких «естественных» оптимальных зна­чений, что, вероятно, связано с транспортной проницаемостью пространства и конфигурацией системы крупных городов. Не слу­чайно столь устойчиво АТД Европейской части России: 42 старые губернии в той или иной форме (области, края, АССР или ны­нешние республики) существовали и в советский период, и после распада СССР, продолжая более чем 200-летние традиции своих предшественников [Тархов, 2000]).

В мировой практике накоплен богатый опыт административно-территориальных преобразований, выработаны некоторые их прин­ципы, которые можно сформулировать следующим образом.
• Смежность. Единицы АТД должны бытьсмежными: «остров­ков», отдаленных от основной территории коридорами или есте­ственными барьерами, далеко выдающихся выступов не должно быть вовсе или они должны быть сведены к минимуму.
• Компактность. Единицы АТД должны иметь компактную форму,
• Пропорциональность. Число единиц АТД каждого ранга долж­но вписываться в «коридор оптимальности»; различия их по тер­ритории, численности населения, хозяйственному потенциалу не должны быть слишком велики, но вместе с тем АТД должно соот­ветствовать степени освоенности и плотности населения террито­рии.
Преемственность. Границы АТД должны по возможности не нарушать сложившихся границ, что сохраняет инфраструктуру, в том числе систему коммуникаций, обеспечивает сопоставимость информации.
Соответствие идентичности. Заведомо искусственные грани­цы, не считающиеся с историческими традициями и культурны­ми различиями, будут отвергнуты населением и нанесут ущерб социальной стабильности. Из этого вытекает, что любые реформы могут быть эффективными только тогда, когда проводятся демо­кратическим путем (в том числе путем «саморайонирования»- на­селения).
Необходимость «критической массы». Единицы АТД должны быть достаточно «мощными», чтобы обеспечить финансовую базу местному самоуправлению, а население — подобающим набором услуг. В странах с более развитой социальной и транспортной ин­фраструктурой административный центр может располагаться не в главном центре. Для России и многих других, особенно учитывая традиции централизма, «критическую массу», т.е. материальную возможность выполнять управленческие функции, должен иметь и административный центр.
Взаимодополняемость, В единицах АТД, особенно высших ран­гов, должны быть соблюдены пропорции между богатыми и бед­ными районами, узкоспециализированными населенными пунк­тами и территориями с диверсифицированными функциями. Это должно способствовать территориальной справедливости, обеспе­чить более равную доступность социальных услуг, повысить кри-зисоустойчивость хозяйства.
Гибкость и адаптивность, АТД должно сравнительно легко приспосабливаться к изменениям в обществе — сдвигам в техно­логиях, экономике, расселении, потреблении, учитывать и изме­нения в территориальной структуре хозяйства — например, ход освоения новых районов.
Один из главных уроков изучения реформ АТД состоит в край­не осторожном отношении к проектам всяких изменений админи­стративных границ. Проработка этих проектов с географической точки зрения основывается на:
• анализе истории сдвигов в ЛТД за длительный период, устой­чивости конкретных участков современных административных гра­ниц, выявлении «островков» тяготеющей к главным центрам тер­ритории, никогда не менявшей свою административную принад­лежность, устойчивости выполнения административных функций городами, т.е. естественно-исторической основы административ­ного районирования;
изучении сеток ведомственного деления страны (военных ок­ругов, железных дорог, округов по управлению энергохозяйством и т.п.), совокупность которых отражает реальное хозяйственное, транспортное и социальное членение территории;
сопоставлении имеющихся сеток отраслевого и интегрального экономического, социального и иных видов районирования;
изучении ареалов тяготения важнейших городов — в первую очередь трудовых и иных поездок населения;
анализе социально-культурной оснащенности городов разного ранга для выполнения функций административных центров в уз­ловых районах;
решении комплекса социально-географических задач, включаю­щего выявление культурно-географических различий в стране, ре­гионализма, различий в условиях и уровне жизни, барьерности существующих границ и др.
Вряд ли можно сомневаться, что укрепление экономики стра­ны заставит если не в общегосударственном масштабе, то на уров­не субъектов федерации более активно обратиться к поискам форм государственного устройства и гибкого административно-терри­ториального деления, соответствующих российским традициям и мировому опыту.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Местное самоуправление и административно-территориальное деление местного самоуправления в России» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАКРОЕКОНОМІЧНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Основні поняття системи супутникового зв’язку
Позичковий процент та його диференціація
СИСТЕМИ АВТОМАТИЗОВАНОГО ПРОЕКТУВАННЯ ПРОДУКЦІЇ
Адресація повідомлень в системах електронної пошти


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 896 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП