ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Возникновение и типы систем АТД и местного самоуправления в промышленно развитых странах
История европейских промышленно развитых стран убеждает, что, несмотря на национальные особенности и огромные разли­чия между ними в темпах экономических и социальных измене­ний, в эволюции систем их АТД наблюдалось много общего. В за­падноевропейских странах базовыми АТЕ еще в средние века ста­ли коммуны, сформировавшиеся вокруг приходов католической
Они стали осуществлять элементарные административные функции — регистрацию рождений, браков и смертей, учет насе­ления.
В эпоху Реформации и католической реакции сформировался принцип «сш'м ге§ю еш$ геИ%ю» — «кто правит, тот и выбирает религию». Иными словами, владетель территории определял офи­циальное вероисповедание своих подданных и, таким образом, характер административного устройства.
В Южной и Центральной Европе, где католическая церковь в основном сохранила свои позиции, сохранилась и связь между церковью и государством, а стало быть, дольше просуществовало средневековое АТД, медленнее развивались представительные ин­ституты, отношения между центральными властями и регионами нередко были конфликтными. Напротив, на преимущественно протестантском севере и западе Европы администрация была от­делена от церкви, и реформы АТД начались сравнительно рано.
По мнению известного британского политико-географа Р. нета, в развитии АТД и местного самоуправления в Европе можно выделить шесть этапов [Беппей, 1989].
На первом этапе, вХУ1—XVIII, а в некоторых районах — еще с ХШ в. зарождаются существенные элементы местного самоуп­равления, возникают законодательные гарантии определенных прав территориальных общин. Особенно высоким уровнем самоуправ­ления выделялись города.
Второй этап наступил после Великой Французской револю­ции (1789) и характеризовался широкими реформами сложивше­гося в средние века АТД.
Третий этап, начавшийся после прокатившейся по Европе в 1848 г. волны революций, проявился прежде всего на обширных пространствах Австро-Венгерской империи и германских государств и выражался в адаптации старого деления к новым реалиям, в том числе заимствовании некоторых элементов французской системы.
Четвертый этап настал после Первой мировой войны и отли­чался радикальной перекройкой не только политической, но и политико-административной карты Европы после развала Авст­ро-Венгрии и революции в России.
Пятый этап начался в результате нового витка радикальных изменений на политической карте по окончании Второй мировой войны. Его основными чертами были административные реформы в бывших социалистических странах и эксперименты в бывшем
СССР, направленные на приспособление уст-
ройства к политическому строю и экономическим и технологи­ческим изменениям.
• Шестой этап, точкой отсчета которого можно считать рубеж 1960-х и 1970-х годов — это новая волна административных реформ, которые прокатились по всей Европе и были нацелены на решение сходных проблем, возникших повсеместно — необходимости укруп­нить территориальные единицы первого порядка или создать их ас­социации, а также приспособить административные рубежи к ре­альным границам функциональных районов, сложившихся вокруг крупных городов. На низовом уровне ставилась задача укрупнить мел­кие низовые административные единицы, в том числе сельские, или по крайней мере стимулировать сотрудничество между ними.
В конце 1980-х начале 1990-х годов наступил седьмой этап, связанный с постсоциалистической перестройкой АТД и местно­го самоуправления — возвращением к его национальным истори­ческим традициям, адаптацией к бурным экономико-технологи­ческим и социальным изменениям последней четверти XX в.
Существует несколько оснований для типологии местного са­моуправления.
В о - п е р в ы х, его системы различаются по политической роли
и компетенциям. Органы местного самоуправления могут играть важ-
ную роль в функционировании государства, особенно с 1960-х —
1970-х годов, когда в результате развития «государства всеобщего
благосостояния» на Западе они стали напрямую перераспределять
значительную часть При этом, однако, их значение в поли-
тической жизни не всегда велико, они могут быть относительно (классическим примером до недавнего вре­мени являлась Великобритания).
Имеются и обратные примеры: экономические и иные функции органов местного самоуправления могут быть не столь существенны по сравнению с территориальными подразделениями государствен­ной администрации, однако борьба за контроль над ними составля­ет важнейшую часть общенациональной политической жизни. Партии не жалеют сил и средств для победы на местных выборах, их исход может определить карьеру политических деятелей и т.п. Такова дей­ствительность Франции, Италии и некоторых других стран.
Во-вторы х,сильно различается институциональная органи­зация местного самоуправления. Имеется много типологий по соот­ношению полномочий совета и мэра (или наемного менеджера), структуре муниципалитетов. Наиболее общий характер носит ти­пология систем местного самоуправления, предложенная Бенне-том. Он выделил три главных их типа по особенностям распреде­ления полномочий между государством и органами местного са­моуправления.
Дуалистической называется такая система, при кото­рой функции разделены «по вертикали», т.е. государство и органы местного самоуправления имеют свои исключительные сферы ком­петенций, и государство прямо не вмешивается в решение мест­ных дел.
Горизонтальной именуется система, при которой го-
сударство в лице его представителей или территориальных подраз-
делений центральных ведомств занимается местными делами на-
ряду с органами а нередко и прямо контролиру-
ет
Смешанная система в разных пропорциях сочетает эле­менты первых двух и, в свою очередь, включает множество подти­пов.
Дуалистическая система почти «в чистом виде» исторически
сложилась в Англии и в странах, которые были ее колониями. Зту
страну обычно считают колыбелью современного парламентариз-
ма, имеющего в ней многовековые традиции. Сакральность и не-
зыблемость парламента как общественного института парадоксаль-
ным образом сочеталась в Англии с многочисленными изменени-
ями административных границ на всех уровнях, в других
европейских странах существующих часто веками, совершаемыми
по указам того же парламента, перекраивать админист-
ративную карту страны.
Местные органы власти независимы от центральных в пределах своих весьма широких компетенций. Со времен Британской импе­рии политическая элита страны традиционно была озабочена об­щенациональными проблемами — «высокой» политикой, остав­ляя столь же «скучные», сколь и неприятно острые в эпоху индус­триализации и урбанизации вопросы землепользования, жилья, водоснабжения, транспорта и т.п. в удел «низкой» местной поли­тике.
Для британской системы характерны две основные черты. П е р В Ы X, в отличие от континентальной Европы, центральные власти не создали в Англии каких-либо общегосударственных инсти­тутов, имеющих региональные подразделения.
Во-вторы х, парламент устанавливает лишь общие законо-
дательные рамки работы местных органов самоуправления, никак
не ограничивая их повседневную В итоге британскую
систему можно назвать унитарной и высоко децентрализованной [\\Ы1тапп, 2000].
Ее основы были заложены законом г., который
вил местным советам графств, избираемым мужским населением,
право устанавливать и взимать местные налоги. В гг. со-
здано двухзвенное АТД, просуществовавшее до 1970-х годов. Лик-
видированы, наконец, пережитки феодальной системы в виде
привилегий некоторым единицам, но сохране-
ны средневековые границы графств, не изменявшиеся до 1972 г. В 1894 г. образовано 535 городских, 472 сельских округа и 270 горо-графств. Избираемые советы графств были призваны обеспе­чить представительные функции в низовом звене.
В результате изменений функций органов местного самоуправле­ния в XX в. они превратились в основной источник обеспечения населения социальными и коммунальными услугами, контролируя такие жизненно важные сферы, как образование, жилищное строи­тельство, социальное обеспечение. В результате доля расходов этих органов в ВНП возросла с 5,1% в 1900 г. до 18% в 1975 г. Однако увеличилась и зависимость местного самоуправления от финансиро­вания из государственных источников. Возможность решением пар­ламента изменить границы компетенций административно-терри­ториальных единиц ярко проявилась в последних реформах АТД.
В США и Великобритании действует принцип «позитивного регулирования» — «дозволено все, что не запрещено». В законодатель­стве есть некое неприкосновенное ядро, составляющее основу местного самоуправления. Как правило, это:
• прежде всего, регулирование землепользова­ния (или устройство территории);
•планирование в области градостроительства; •образование;
• обеспечение населения коммунальны ми услуга­— учреждениями здравоохранения, системой водоснабжения,
канализацией, местным транспортом, кладбищами, дорогами и др.;
•контрольные функции — санитарные, в области дорожного движения, ветеринарии, пожарной и экологической безопасности и др.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возникновение и типы систем АТД и местного самоуправления в промышленно развитых странах» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФІНАНСОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ГАЛУЗІ ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я
ПРИЗНАЧЕННЯ, СТАТУС ТА ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Функції та повноваження ліквідатора та членів ліквідаційної коміс...
Особливості вживання деяких відмінкових закінчень іменників
ПЕРЕДАВАЛЬНИЙ ТА РОЗПОДІЛЬНИЙ БАЛАНСИ


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1360 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП