ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Возникновение и типы систем АТД и местного самоуправления в промышленно развитых странах
История европейских промышленно развитых стран убеждает, что, несмотря на национальные особенности и огромные разли­чия между ними в темпах экономических и социальных измене­ний, в эволюции систем их АТД наблюдалось много общего. В за­падноевропейских странах базовыми АТЕ еще в средние века ста­ли коммуны, сформировавшиеся вокруг приходов католической
Они стали осуществлять элементарные административные функции — регистрацию рождений, браков и смертей, учет насе­ления.
В эпоху Реформации и католической реакции сформировался принцип «сш'м ге§ю еш$ геИ%ю» — «кто правит, тот и выбирает религию». Иными словами, владетель территории определял офи­циальное вероисповедание своих подданных и, таким образом, характер административного устройства.
В Южной и Центральной Европе, где католическая церковь в основном сохранила свои позиции, сохранилась и связь между церковью и государством, а стало быть, дольше просуществовало средневековое АТД, медленнее развивались представительные ин­ституты, отношения между центральными властями и регионами нередко были конфликтными. Напротив, на преимущественно протестантском севере и западе Европы администрация была от­делена от церкви, и реформы АТД начались сравнительно рано.
По мнению известного британского политико-географа Р. нета, в развитии АТД и местного самоуправления в Европе можно выделить шесть этапов [Беппей, 1989].
На первом этапе, вХУ1—XVIII, а в некоторых районах — еще с ХШ в. зарождаются существенные элементы местного самоуп­равления, возникают законодательные гарантии определенных прав территориальных общин. Особенно высоким уровнем самоуправ­ления выделялись города.
Второй этап наступил после Великой Французской револю­ции (1789) и характеризовался широкими реформами сложивше­гося в средние века АТД.
Третий этап, начавшийся после прокатившейся по Европе в 1848 г. волны революций, проявился прежде всего на обширных пространствах Австро-Венгерской империи и германских государств и выражался в адаптации старого деления к новым реалиям, в том числе заимствовании некоторых элементов французской системы.
Четвертый этап настал после Первой мировой войны и отли­чался радикальной перекройкой не только политической, но и политико-административной карты Европы после развала Авст­ро-Венгрии и революции в России.
Пятый этап начался в результате нового витка радикальных изменений на политической карте по окончании Второй мировой войны. Его основными чертами были административные реформы в бывших социалистических странах и эксперименты в бывшем
СССР, направленные на приспособление уст-
ройства к политическому строю и экономическим и технологи­ческим изменениям.
• Шестой этап, точкой отсчета которого можно считать рубеж 1960-х и 1970-х годов — это новая волна административных реформ, которые прокатились по всей Европе и были нацелены на решение сходных проблем, возникших повсеместно — необходимости укруп­нить территориальные единицы первого порядка или создать их ас­социации, а также приспособить административные рубежи к ре­альным границам функциональных районов, сложившихся вокруг крупных городов. На низовом уровне ставилась задача укрупнить мел­кие низовые административные единицы, в том числе сельские, или по крайней мере стимулировать сотрудничество между ними.
В конце 1980-х начале 1990-х годов наступил седьмой этап, связанный с постсоциалистической перестройкой АТД и местно­го самоуправления — возвращением к его национальным истори­ческим традициям, адаптацией к бурным экономико-технологи­ческим и социальным изменениям последней четверти XX в.
Существует несколько оснований для типологии местного са­моуправления.
В о - п е р в ы х, его системы различаются по политической роли
и компетенциям. Органы местного самоуправления могут играть важ-
ную роль в функционировании государства, особенно с 1960-х —
1970-х годов, когда в результате развития «государства всеобщего
благосостояния» на Западе они стали напрямую перераспределять
значительную часть При этом, однако, их значение в поли-
тической жизни не всегда велико, они могут быть относительно (классическим примером до недавнего вре­мени являлась Великобритания).
Имеются и обратные примеры: экономические и иные функции органов местного самоуправления могут быть не столь существенны по сравнению с территориальными подразделениями государствен­ной администрации, однако борьба за контроль над ними составля­ет важнейшую часть общенациональной политической жизни. Партии не жалеют сил и средств для победы на местных выборах, их исход может определить карьеру политических деятелей и т.п. Такова дей­ствительность Франции, Италии и некоторых других стран.
Во-вторы х,сильно различается институциональная органи­зация местного самоуправления. Имеется много типологий по соот­ношению полномочий совета и мэра (или наемного менеджера), структуре муниципалитетов. Наиболее общий характер носит ти­пология систем местного самоуправления, предложенная Бенне-том. Он выделил три главных их типа по особенностям распреде­ления полномочий между государством и органами местного са­моуправления.
Дуалистической называется такая система, при кото­рой функции разделены «по вертикали», т.е. государство и органы местного самоуправления имеют свои исключительные сферы ком­петенций, и государство прямо не вмешивается в решение мест­ных дел.
Горизонтальной именуется система, при которой го-
сударство в лице его представителей или территориальных подраз-
делений центральных ведомств занимается местными делами на-
ряду с органами а нередко и прямо контролиру-
ет
Смешанная система в разных пропорциях сочетает эле­менты первых двух и, в свою очередь, включает множество подти­пов.
Дуалистическая система почти «в чистом виде» исторически
сложилась в Англии и в странах, которые были ее колониями. Зту
страну обычно считают колыбелью современного парламентариз-
ма, имеющего в ней многовековые традиции. Сакральность и не-
зыблемость парламента как общественного института парадоксаль-
ным образом сочеталась в Англии с многочисленными изменени-
ями административных границ на всех уровнях, в других
европейских странах существующих часто веками, совершаемыми
по указам того же парламента, перекраивать админист-
ративную карту страны.
Местные органы власти независимы от центральных в пределах своих весьма широких компетенций. Со времен Британской импе­рии политическая элита страны традиционно была озабочена об­щенациональными проблемами — «высокой» политикой, остав­ляя столь же «скучные», сколь и неприятно острые в эпоху индус­триализации и урбанизации вопросы землепользования, жилья, водоснабжения, транспорта и т.п. в удел «низкой» местной поли­тике.
Для британской системы характерны две основные черты. П е р В Ы X, в отличие от континентальной Европы, центральные власти не создали в Англии каких-либо общегосударственных инсти­тутов, имеющих региональные подразделения.
Во-вторы х, парламент устанавливает лишь общие законо-
дательные рамки работы местных органов самоуправления, никак
не ограничивая их повседневную В итоге британскую
систему можно назвать унитарной и высоко децентрализованной [\\Ы1тапп, 2000].
Ее основы были заложены законом г., который
вил местным советам графств, избираемым мужским населением,
право устанавливать и взимать местные налоги. В гг. со-
здано двухзвенное АТД, просуществовавшее до 1970-х годов. Лик-
видированы, наконец, пережитки феодальной системы в виде
привилегий некоторым единицам, но сохране-
ны средневековые границы графств, не изменявшиеся до 1972 г. В 1894 г. образовано 535 городских, 472 сельских округа и 270 горо-графств. Избираемые советы графств были призваны обеспе­чить представительные функции в низовом звене.
В результате изменений функций органов местного самоуправле­ния в XX в. они превратились в основной источник обеспечения населения социальными и коммунальными услугами, контролируя такие жизненно важные сферы, как образование, жилищное строи­тельство, социальное обеспечение. В результате доля расходов этих органов в ВНП возросла с 5,1% в 1900 г. до 18% в 1975 г. Однако увеличилась и зависимость местного самоуправления от финансиро­вания из государственных источников. Возможность решением пар­ламента изменить границы компетенций административно-терри­ториальных единиц ярко проявилась в последних реформах АТД.
В США и Великобритании действует принцип «позитивного регулирования» — «дозволено все, что не запрещено». В законодатель­стве есть некое неприкосновенное ядро, составляющее основу местного самоуправления. Как правило, это:
• прежде всего, регулирование землепользова­ния (или устройство территории);
•планирование в области градостроительства; •образование;
• обеспечение населения коммунальны ми услуга­— учреждениями здравоохранения, системой водоснабжения,
канализацией, местным транспортом, кладбищами, дорогами и др.;
•контрольные функции — санитарные, в области дорожного движения, ветеринарии, пожарной и экологической безопасности и др.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возникновение и типы систем АТД и местного самоуправления в промышленно развитых странах» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
Українські слова та слова запозичені з інших мов
Викид плазми на Сонці досяг Землі
Формування звітних фінансових документів
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1326 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП