ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Сценарии эволюции мнровои системы границ
Реалистический сценарий основывается на убеждении, что враж­дебные отношения между соседними странами могут быть улуч­шены и «замороженные» приграничные зоны оттают, поскольку объективные эгоистические интересы каждой страны будут дикто­вать более широкое использование для решения пограничных про­блем рациональных переговорных механизмов.
Но делать чрезмерно оптимистические выводы явно прежде-
временно. остается ключевым элементом иерархии
территориальных идентичностей, и таким образом, отношения
между населением и территорией далеки от рациональных, осно-
ванных преимущественно на экономических принципах и сообра-
жениях безопасности. Территория и границы сохраняют свою сим-
волическую, эмоциональную роль для многих людей.
Недавние события в бывшей Югославии показали, что еше рано списывать в архив чисто территориальные мотивы в духе тра­диционной геополитики силы в политическом и военно-стратеги­ческом планировании ведущих государств. Поскольку применение ядерного оружия невозможно, старые геополитические аргументы о важности контроля над стратегическими коридорами и горными перевалами, проходимыми для тяжелой военной техники, сохра­няют определенную значимость и даже были подтверждены в ходе войн в бывшей Югославии, между Грузией и Абхазией, когда аб­хазские части получили по горным тропам подкрепления с Север­ного Кавказа.
Территория сохраняет определенную роль как ресурс, как экологический резерв (например, для размещения «грязных» производств или военных полигонов, которые должны быть удалены от районов с плотным расселением), а также как вместилище потенциальных запасов полезных ископаемых и как резерв сельскохозяйственных земель, в которых многие страны, особенно горные и находящиеся в аридном поясе, испытывают острый дефицит.
Нельзя забывать и о том, что теоретические дискуссии, увы, касаются главным образом
«интеграционных», открытых, мирных и хорошо делимити­рованных и признанных международным сообществом гра­ниц, которые пролегают в основном в Европе и Северной Америке и составляют всего 8% общей протяженности сухо­путных государственных границ в мире.
Только на страны Азии и Африки приходится около 2/3 их протяженности (табл. 19), и именно в странах этих континентов при проведении границ нужды и чаяния населения были проигно­рированы. Даже в Европе только 2% протяженности сухопутных
границ до распада социалистической системы были легитимирова­ны голосованием избирателей на референдумах. Около 42% всей дли­ны сухопутных границ в Африке — астрономические и геометричес­кие, т.е. проведены по параллелям и меридианам, равноудаленным линиям и т.п., без какого-либо соответствия социальным реалиям.
Границы на Черном континенте были навязаны африканцам колониальными властями: около 20% нынешних сухопутных гра­ниц проведены британской администрацией, около 17% — фран­цузской, как правило, при полном игнорировании этнического, экономического и социально-культурного пространства [РсоюЪег, 1991]. Если до настоящего времени насилие относительно редко применялось в Африке для решения территориальных споров, то только потому, что большинство правительств признало мудрость знаменитого решения Организации Африканского Единства о рушимости постколониальных границ, принятого в 1964 г.
Пессимистический сценарий предусматривает дезинтеграцию многих нынешних государств по этническому принципу. Самая апо­калиптическая версия пессимистического сценария— борьба за самооп­ределение «большинства меньшинств» в странах Азии и Африки. На­пример, ряде стран насчитывается по несколько сотен народов (см. табл. 7). Можно себе представить, что произойдет, если все они нач­нутся бороться за самоопределение. К сожалению, в пользу песси­мистического сценария говорит то, что социальная модернизация (индустриализация, урбанизация, повышение среднего уровня об­разования) нередко ведет, как во многих бывших республиках Со­ветского Союза и автономиях самой России, к повышению конку­ренции между титульными группами и «мигрантами» за власть, кон­троль над ресурсами, престижные и лучше оплачиваемые рабочие места, жилье, землю. Эта конкуренция порождает вспышки ради­кального национализма, так как «титульные» политические и ин­теллектуальные элиты используют в борьбе за экономические блага групповую солидарность и идентичность как средство политической мобилизации этнических групп. Похожей была траектория развития фундаменталистских движений в Иране, Алжире и некоторых дру­гих арабских странах.
Риск распада государств зависит от многих факторов:
• геополитических (расколу способствует расположение райо­нов с преобладанием меньшинств на периферии государственной территории, вблизи ареала, заселенного родственной этнической группой);
демографических (абсолютной численности меньшинства и его доли в населении страны в целом и административного райо­на, в котором оно проживает, степени его территориальной кон­центрации, доли среди городских жителей);
исторических (наличия у меньшинства опыта собственной государственности или автономии, «стажа» вхождения в нынеш­нее государство и др.);
экономических (уровня урбанизации, валового доходана душу населения относительно среднего по стране, сальдо миграций как показателя экономического положения: значительное сальдо м иг-раций — как положительное, так и отрицательное — обычно ведет к усилению этнополитической напряженности);
культурный (доли меньшинства, говорящей на родном язы­ке, различий в вероисповедании с большинством);
политических (уровня политической мобилизации меньшин­ства, в том числе наличия и влиятельности националистических партий и движений, других проявлений национализма).
Оценка риска дезинтеграции современных европейских госу­дарств на основе количественных и качественных показателей, отражающих перечисленные факторы, показала, что он наиболее велик в порубежье между наиболее и наименее развитыми, между мусульманскими и православными странами и регионами бывше­го СССР [см.; Колосов и Трейвиш, 1996]. Распад де-юре даже од­ного государства чреват, как еще раз показали события в бывшей Югославии, тотальным пересмотром всей территориально-поли­тической организации и системы границ в Европе.
Остаются политической реальностью территориальные споры, и вызванные ими вооруженные конфликты не могут быть исклю­чены в ближайшем будущем. Хотя эффективность принятых меж­дународным сообществом правовых процедур урегулирования тер­риториальных конфликтов, установления и поддержания мира там, где было применено насилие, возрастает, они явно недостаточ­ны, чтобы положить конец кровопролитным приграничным вой­нам. В то же время применение силы для принуждения участников территориальных конфликтов выполнять решения международных организаций остается исключительно острой и противоречивой проблемой в международной политике.
Границы как таковые редко служат причиной войны — чаще всего они определяют факторы, способствующие возникновению конфликта. Слабые государства с небольшой государственной тер­риторией обычно имеют более протяженные границы по отноше­нию к своей площади и имеют меньше возможностей оказывать влияние на своих соседей. Так, партизанские движения в Южной Африке в 1970-1980-х годах имели базы на территории соседних стран, названных прифронтовыми», увеличивая тем самым риск распространения военных действий.
Националистические движения остаются мошной силой во мно­гих регионах мира.
Принцип ничем не ограниченного права наций на само­определение находится в очевидном противоречии с другим основополагающим принципом международного права недопустимостью нарушения территориальной целостности и нерушимости границ суверенных государств.
Это главные факторы, заставляющие сомневаться в осуществи­мости неолиберального и даже реалистического сценариев эволю­ции системы мировых границ. Поэтому важно определить районы наиболее высокого риска дестабилизации, в том числе обострения территориальных и пограничных конфликтов, особенно в зонах контакта между наиболее развитыми и развивающимися страна­ми, и в целом — сильных экономических, социальных и культур­ных градиентов. Как измерить эти градиенты и оценить риски — предмет дальнейших актуальных исследований.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сценарии эволюции мнровои системы границ» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Затвердження
ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ТА СПЕЦИФІКА ДІЯЛЬНОСТІ ОКРЕМИХ ВИДІВ КОМЕРЦІЙ...
ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ЧИННИКИ, ЩО ОБУМОВЛЮЮТЬ НЕОБХІД...
СТВОРЕННЯ І РОЗВИТОК ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНИ
ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1102 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП