ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Динамика идентичностей, государственное строительство и границы в бывшем СССР
Особенности территориальных В бывшем СССР биэтническая, мно-идентнчностей в бывшем СССР жественная и маргинальная иден­тичность получила широкое распро­странение благодаря многочисленным смешанным бракам, особенно в районах, расположенных в этнически разнородных пограничных зонах (например, в украинском и российском Донбассе, на Се­верном Кавказе), или в районах и городах, быстро выросших в ходе индустриализации или освоения новых районов и притяги­вавших мощные потоки мигрантов из разных частей страны. Так, в
Приднестровье около половины населения происходит от смешан­ных браков. В Донецкой области родители 55% новорожденных в начале 1990-х годов также принадлежали к разным национально­стям, чаще всего это были русские и украинцы. В Казахстане до распада СССР около 1/5 всех браков заключалось между лицами разных национальностей и т.д. На постсоветском пространстве на­считываются многие миллионы людей, имеющих двойную или мно­жественную идентичность.
В России множественная идентичность типична, к примеру, для районов расселения казаков, большинство из которых отлича­ет себя от русских, но вместе с тем полагает себя одновременно и русскими. Многие россияне, происходящие от смешанных браков, не могут полностью отказаться от своей русской идентичности, от принадлежности к миру русского языка и культуры. Кем, напри­мер, может себя чувствовать родившийся в Баку сын армянина и азербайджанки, выросший в русскоязычном окружении, а затем из-за армяно-азербайджанского конфликта вынужденный переехать в Россию? Наиболее естественный ответ — советским человеком!
Неудивительно, что «советская» идентичность значительной части граждан не только России, но и других бывших союзных республик не исчезла после распада СССР, а продолжает суще­ствовать, хотя и в большинстве случаев не носит идеологической окраски, а лишь отражает материальные неурядицы, ностальгию по былой стабильности, отсутствию межнациональных конфлик­тов и границ между советскими республиками.
Люди с советской идентичностью по-прежнему отождествля­ют себя со всей территорией бывшего СССР, и в их сознании общие для новых независимых государств границы сохраняют смысл. По опросам ВЦИОМ, в 1989 г. не русскими, а именно советскими людьми считали себя 30% всех русских, а в космополитических российских столицах — Москве и Ленинграде (Петербурге) — 38% [Дробижева и др., 1996]. В постсоветский период, согласно многим опросам, доля русских с советской идентичностью колеблется в зависимости от района в пределах от 10 до 30%. В целом по России в 1997 г. 12,4% респондентов все еще чувствовали себя советскими людьми, а еще почти четверть не смогли толком ответить, кто они такие. Другими словами, более 40% российского населения не могли или не хотели идентифицировать себя со страной, в которой они живут. Это означает, что перед российским государством стоят се­рьезные задачи строительства общенациональной политической идентичности. На каких принципах она должна основываться, не до конца ясно. Одни полагают, что современная РФ — преем­ница старой России, а почти 75 лет советской истории были лишь трагической ошибкой, с последствиями которой нужно борогься, другие выступают за преемство с бывшим СССР, третьи — и со старой Россией, и с СССР, четвертые выступают за поиск нового пути, не связанного прямо ни со старой Россией, ни с СССР. Не случайно в конце 2000 г. в российском обществе развернулась ост­рая дискуссия о государственных символах — иконографии.
В других бывших советских республиках группа населения с «со­ветской» идентичностью включает большую часть русскоязычных жи­телей, не принадлежащих к«главной» (титульной) национальности, независимо от их этнического происхождения. Эта новая идентич­ность со странным названием «русскоязычные» основывается на общности статуса, рода занятий (русскоязычные жители большин­ства республик проживают главным образом в городах и заняты в промышленности, науке, здравоохранении и образовании) и осо­бенно образования и культуры. Все русскоязычные, как правило, не владеют государственным языком и одинаково страдают от по­всеместного форсированного перехода на него, отсутствия или резкого сокращения возможностей получить образование на рус­ском языке, дискриминации в государственных учреждениях.
Согласно концепции либерального национализма, естествен­ный ход истории приводит к образованию национального госу­дарства и, следовательно, политическая идентичность развивается на базе этнической. Однако гораздо чаще государства, а не нации создают одновременно и политическую, и этническую идентичность.
Перед руководителями новых независимых государств в бывшем СССР объективно встала задача сплочения разнород­ного в этническом и культурном отношении населения в поли­тические нации — превращение их в лояльных граждан своей новой страны, разделяющих ее национальные символы, имеющих единые представления о ее истории и границах, традиционных союзниках и потенциальных внешних угро­зах.
Кроме того, для многих республик — Украины, Молдовы, Ка­захстана и др. актуальна задача сплочения не только меньшинств, но и самой титульной нации, поскольку в силу исторических причин у ее различных региональных групп не сложилось общего пред­ставления о своей нации.
Пути государственного
н национального строительства
в бывшем СССР
Существует два принципиально различных пути государственного строительства.
Построение национального государства титульной (или«глав-ной») этнической группы по европейским образцам X] X в.
Формирование государства всего населения страны, вне зави­симости от его этнической или культурной принадлежности, что предусматривает меры по охране прав меньшинств и сохранению их языков, культуры и традиций.
В случае основой национального государства слу-
жит одна из этнических групп. С точки зрения географии, опорой такого государства обычно служит район, который был в наимень­шей степени подвержен влиянию центра и был позже включен в состав империи. В условиях бывшего СССР это чаще всего относи­тельно отсталые сельские районы.
Во в т о р о м случае общенациональное государство, обеспе­чивающее приоритет индивидуальных интересов над групповыми (т.е. в том числе любой этнической группы), ищет поддержку все­го народа, независимо от национальной принадлежности граждан. Конфликт между группировками политической элиты, пытающи­мися реформировать свою страну по иностранным моделям, и теми, кто отстаивает ценности традиционной культуры, сопротивляясь волнам модернизации, типичен не только для постсоветского про­странства. В этом случае конфликт между центром и периферией совпадает с конфликтом между группами, занимающими в обще­стве доминирующие и подчиненные позиции.
Заявляя о своей приверженности второму, современному пути, на практике руководство многих постсоветских государств прини­мает меры, ущемляющие интересы меньшинств.
Государства используют в строительстве национальной и по­литической идентичности имеющиеся в их распоряжении мощ­ные средства:
политику в области функционирования языков;
систему образования;
регулирование деятельности средств массовой информации;
пересмотр взглядов на историю;
экономические рычаги и региональную политику.
Языковая политика служит одним из самых эффективных средств укрепления старых или создания новых идентичностей. В Молдове, 340
Узбекистане, Эстонки и Грузии для 70-80%, а в бывших автоном-
ных республиках РСФСР для лиц титульной
нальности именно язык был в 1970-1980-х годах основой этничес-
кой идентичности. Неудивительно, что пришедшие (или во мно-
гих случаях, скорее, оставшиеся у власти) к власти политические
элиты в новых независимых государствах повели широкомасштаб-
ную кампанию по сокращению использования русского языка,
полагая, что его употребление противоречит формированию ло-
яльного отношения к новому государству.
Только в Белоруссии и с 2000 г. в Киргизии русский признан вторым государственным языком. В других странах законодательны­ми и административными средствами он целенаправленно вытесня­ется из едва ли не всех сфер деятельности. Это аргументируется вос­становлением справедливости и устранением перекосов, возникших за долгие десятилетия, когда русский как язык межнационального общения в бывшем СССР имел неоспоримые преимущества. Дей­ствительно, расширение применения титульных языков в новых не­зависимых государствах вполне закономерно. Однако функциониро­вание языков — исключительно деликатная сфера, и форсирован­ные, а тем более насильственные действия, ущемляющие законные интересы меньшинств, недопустимы. Во всяком случае, перестрой­ка языковой сферы — процесс медленный, ибо русский неминуемо будет играть важную роль во многих республиках еще долгие годы.
Так, в Украине в 1999 г. 39% населения говорили только на русском языке и 40% — только на украинском. Русский язык оставался предпочи-, таемым почти для половины населения страны. Доля тех, кто говорит только или чаше всего на русском, убывает приблизительно на 1% в год.
В Казахстане русский является языком предпочтения для 70% населе­ния. Таким образом, для значительной части казахов, как и для многих украинцев, русский — родной язык. Многие казахи в северных областях, где в основном сосредоточено русскоязычное население, поддерживают предложение о придании русскому статуса второго государственного язы­ка (от 49% в Кустанайской области до 60-65% в прочих). Такое положе­ние воспринимается как риск раскола страны по этнокультурным разло­мам между регионами.
Между тем языковая ситуация не имеет прямого отношения к поли­тической идентичности По данным опросов в Украине, 62% респонден­тов летом 1999 г высказались за независимость страны, и только 38% из них были этнические украинцы, говорящие исключительно или преиму­щественно на украинском языке. То есть большинство русскоговорящих и русских по этнической самоидентификации были вполне лояльными граж­данами, разделявшими украинскую политическую идентичность.
Из других средств строительства этнической идентичности ос­тановимся на системе образования, распространении и укоренении с ее помощью исторических мифов и стереотипов. В национальном стро­ительстве как аргумент для обоснования исключительных прав на свою территорию, хранящую символы героического прошлого, обычно используется общность происхождения и исторических су­деб этнической группы. Политические элиты многих стран Цент­ральной и Восточной Европы придерживаются, по выражению румынского писателя Ф. Тома, «слезоточивых» концепций нацио­нальной истории. В произведениях сторонников этих концепций вос­певается славное, по большей части средневековое историческое прошлое титульных народов, представляемых безвинными жерт­вами происков органически враждебных соседних держав, в тра­гических битвах против которых родился целый сонм национальных героев, все как один павших в неравной борьбе.
Более поздние периоды рисуются исключительно как темная эра иностранной оккупации и неустанных схваток за националь­ное освобождение. Как точно отметил американский политолог М. фон Хаген, эти взгляды проповедуются с тем же догматизмом, что и теория марксизма-ленинизма в годы социализма. Более того, этим чаще всего занимаются те же люди, что всего несколькими годами раньше ревностно отстаивали ленинские принципы, пре­подавая историю партии или научный коммунизм.
Героизация национальной истории с целью придать ореол вели­комученика своему народу, подчеркнуть исключительность, прямо или скрыто противопоставляющая «пришельцам, не по­мнящим родства», типична для всего постсоветского пространства.
В российской Республике Саха, к примеру, выдвинута идея особой якутской северной цивилизации и самоуважения якутско­го народа, добившегося выдающихся успехов в области образова­ния, культуры и науки. Действительно, доля лиц с высшим образо­ванием и имеющих ученую степень на 1000 человек среди предста­вителей титульной национальности заметно выше, чем среди многих других народов России, в том числе русских, но это вряд ли бы стало возможным без трансфертов из других регионов страны, под­готовки студентов из Якутии в ведущих университетах и т.п.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Динамика идентичностей, государственное строительство и границы в бывшем СССР» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Морфологія, словотвір і синтаксис
ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ
Аудит господарських операцій з надходження тварин
Мета аудиту — перевірити правильність визначення податку з реклам...


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 706 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП